Корреспондент «АиФ - Кузбасс» выясняла, о чем же все таки поют телеуты.
Связь с космосом и предками
Маргарита Есина |
В небольшой деревне Гурьевского района Шанда, где нет даже школы, основной очаг творчества – сельский дом культуры. Сюда с радостью бегут в выходные ребятишки, с удовольствием приходят взрослые. Поэтому неудивительно, что четыре года назад здесь сформировался фольклорный коллектив «Телекей». Испокон веков для телеутов огромное значение имели предки, семья. Поэтому и название коллектива связано с родовой памятью. Ведь в переводе с телеутского слово «тёль» означает «семя», «род». «Коллектив основал бывший директор ДК Владимир Сатин. И в название он вложил всё самое сокровенное: связь с предками, гармонию с миром и космосом», – рассказывает сегодняшний руководитель коллектива, директор местного дома культуры Маргарита ЕСИНА.
Маргарита Хакимовна, как и другие певцы и музыканты коллектива, мечтает, чтобы её народ знал свои истоки. Мечтает рассказать миру, да и самим телеутам о мудрости, силе и самобытности телеутов. Поэтому всё творчество ансамбля направлено именно на это. Так, в основе – национальный фольклор. Сегодня на сцене исполняют в основном старые песни, которые записываются со слов местных старожилов. Но есть у телеутов и свой гимн, в котором отражена самая главная национальная идея: «Мы сильны, пока мы вместе, и с какой стороны ни придёт враг, мы его победим».
Кстати, на первом своём выступлении четыре года назад в Шанде во время празднования национального летнего праздника Пайрам «Телекей» проводил национальные обряды. Например, кормление огня. Эта традиция сохранилась и сегодня. Ведь какой национальный праздник без обрядов? «Конечно, это только стилизация. Ведь настоящие обряды может проводить только шаман, которого сегодня у нас нет. Обычный же человек побоится проводить обряд, потому что это очень опасно. Ведь в основе лежит связь с духами. Незнающий может попасть и к злым духам», - говорит Маргарита Есина. Сегодня, как отмечает женщина, идея единства среди телеутов очень сильна. Поэтому в свой праздник Теле-Каан, который отмечают 2 июля, все селяне собираются на этнической площадке.
Приходилось учиться
Постоянный состав «Телекей» – 12 человек. Недавно в коллектив пришли двое выпускников Кемеровского института культуры и искусств. Ребята талантливые и активные. Алексей Тадыков, например, прекрасно владеет горловым пением «хай», играет на национальных музыкальных инструментах комус и топшур. Как рассказывает Маргарита Хакимовна, иногда участникам коллектива бывает сложно выучить национальную песню, потому что не все знают язык. Поэтому приходится разбирать каждое слово, каждую фразу.
Кстати, все национальные инструменты, на которых играют музыканты, личные. На них тоже поначалу приходилось учиться играть. «Четыре года назад, когда мы начинали свою творческую деятельность, у нас был хороший учитель – Владимир Иосифович. Благодаря ему мы освоили и игру на национальных инструментах. Я, например, пою с десяти лет (сегодня мне 35), но комус в первый раз увидела, когда стала участницей коллектива», – рассказывает Есина. Костюмы тоже приходится собирать буквально по крупицам. Наряды и обувь отдают селяне, а также шьют и мастерицы дома культуры. Но за основу всегда берут национальный костюм.
Кстати, в Шанде на базе дома культуры работает и этнокультурный центр с одноимённым названием «Телекей». В прошлом году его участники достойно представили Кузбасс на VI межрегиональном смотре этнокультурных центров коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в Тюмени, стали его лауреатом. Участники показали в Тюмени свои национальные куклы и даже продемонстрировали обряд «Алкыш», что в переводе означает «Благословение». Он направлен на единение всех народов России.
Истоки телеутской песни
Фольклорный ансамбль «Телекей» ещё совсем молодой. Но есть у телеутов и свой «старшина» – бековский фольклорный ансамбль «Солоны» (в переводе означает «радуга»). В 2014 г. он отметил своё 75-летие. Основал коллектив в 1939 г. Константин Челухоев, сельский учитель, самодеятельный поэт, автор многих телеутских песен. Кстати, в 1991 г. коллективу присвоили звание «народный».
Сегодня в репертуаре ансамбля, как рассказали в управлении культуры Беловского района, более 50 произведений. Это обрядовые песни и композиции, бытовые зарисовки, телеутские легенды и ритуальные плачи. Тексты для песен пишут самодеятельные поэты Валентина Шадеева, Наталья Чебелькова, Марина Кушакова. Но в основе, конечно, телеутский национальный фольклор. Его на протяжении многих лет собирали сами участники, записывали и обрабатывали. Также учились играть на народных инструментах: чертме-комыс (двухструнный инструмент), темир-комыс (варган) и бубен. Песни участники поют только на телеутском языке и только в традиционных костюмах.
«Поющая жемчужина»
Наталья Чебелькова |
Долгое время коллективом «Солоны» руководила Наталья Чебелькова, которая в настоящее время является начальником отдела национальной политики Беловского управления культуры. Кстати, земляки и телеутские певцы называют Наталью Николаевну «поющей жемчужиной». Как признаётся сама женщина, пела она с самого раннего детства. В детстве по соседству с её семьёй жил Кузьма Баксарин, один из последних телеутских сказителей. Слушать его сказания собирались все деревенские ребятишки.
«Когда училась в пятом классе, меня за хорошую учёбу наградили путёвкой в пионерский лагерь «Орлёнок». Я тогда первый раз выехала за пределы своего села и впервые, можно сказать, увидела мир широко открытыми глазами. Увидела другие культуры, другие традиции. Это просто перевернуло моё сознание. Я поняла, что такое родная культура и что её нужно ценить». А через три года Наталья поехала в «Артек» и стала участницей всероссийского слёта туристов и краеведов. Там школьница рассказала о своём народе, спела национальные песни. И заняла первое место. Это, конечно, повлияло на то, что свою жизнь Наталья Николаевна решила связать с творчеством. Женщина всегда кропотливо собирала и записывала телеутские песни, подбирала репертуар для ансамбля «Солоны». Кстати, по её инициативе в ансамбле восстанавливают уже забытые и утерянные образцы национальной одежды, головных уборов и музыкальных инструментов.
Смотрите также:
- Шорская «шаманка». Певица – о горловом пении, шорских духах и творчестве →
- Легенды и были телеутов. Всего две тысячи человек – целый народ →
- Аба-Тура. Культуру нужно возрождать →