Толстой и кеды. В Кемерове завершился фестиваль «Кузбасс театральный–2015»

Достоевские страсти в «Записках из Мёртвого дома» Кемеровского театра драмы взбудоражили и критиков, и зрителей. © / Кемеровский областной театр драмы им.А.В.Луначарского

«Кузбасс театральный» начал свою историю в 1971 году. С тех пор каждые два года (если не считать нескольких перерывов) профессиональные театры области вместе показывают свои премьеры, приглашённые критики их оценивают, а артисты радуются встрече с коллегами-друзьями и шутят на «капустниках».    
   

В этом году организаторы решили сделать фестиваль неконкурсным, но отметить наиболее удачные актёрские работы. Действительно, было бы сложно сравнивать, например, кукольный спектакль «Василий Тёркин», гротескно представляющий поэму Твардовского, и масштабный, костюмированный музыкальный спектакль «Продажная любовь» по знаменитой «Пышке» Мопассана. Разные жанры, разные подходы, разные техники.

Классика – в фаворитах

«Фестиваль – это срез нашей театральной жизни. Не всегда он положительный, но всегда показательный», – отмечает директор Кемеровского театра для детей и молодёжи Григорий Забавин. Каким же фестиваль оказался в этом году? Пока театральный мир России бушует скандалами на религиозной (новосибирская опера «Тангейзер») или политико-административной (московский «Театр.doc») почве, в Кузбассе всё чинно и благородно. По крайней мере, в официальной части фестиваля. Классика – Ф. Достоевский, Л. Толстой, Т. Уильямс – по-прежнему занимает лидирующие позиции. Люди с восторгом принимают хорошо знакомые, проверенные временем истории и авторов.

Актриса Кемеровского театра для детей и молодёжи Вероника Киселёва награждена творческой командировкой в одну из театральных столиц за роль царицы в спектакле «Электра». Фото: Из личного архива/ Анна Иванова

А если спектакль ещё и качественно поставлен, то цены ему нет. Как, например, «Записки из Мёртвого дома» Кемеровского театра драмы по сибирской острожной повести Фёдора Достоевского. Страсть и исступление, с которыми играют артисты, раскрывают все грани русского характера – он и пьяница, и страдалец, и любит до смерти и сам убить может. Нам или всё, или ничего. А потому от любви до каторги полшага.

«Тема каторги – одна из важных в русской литературе. Из зрителей, которые сидят в зале, мало найдётся людей, прочитавших повесть. Сейчас театр – единственный в России институт, способный знакомить, с тем, что было, с русской литературой. Если театр этого не сделает, этого не сделает никто и никогда. А люди должны знать историю», – поделилась своим мнением Татьяна Тихоновец, приглашённый театральный критик и театровед, на которую спектакль произвёл сильное впечатление.

Пётр Зубарев из мариинского театра «Жёлтое окошко» слушает мнение приглашённых критиков: Александра Колесникова и Татьяны Тихоновец. Фото: Из личного архива/ Ярослава Уткина

Гога из Мариинска

Но бывает и так, что в погоне за классикой театры искажают не только историю, но и само произведение. Авторы спектакля «Наташа», открывшего фестиваль в филармонии Кузбасса, умудрились уместить эпопею Льва Толстого «Война и мир» в пару часов. Краткий конспект жизни Наташи: любила Бориса, любила Денисова, любила Болконского, любила Курагина, вышла замуж за Безухова. И мы совсем не успеваем понять, отчего одна из главных героинь русской литературы вела себя столь ветрено. Впрочем, по словам директора филармонии Людмилы Пилипчук, постановка призвана помочь выпускникам со сдачей ЕГЭ. Как говорится, цель оправдывает средства.

Отдельной строкой в фестивальной афише стоял спектакль мариинского театра «Жёлтое окошко», который впервые принимал участие в «Кузбассе театральном». Художественный руководитель и душа театра – Пётр Зубарев, объездивший уже кучу фестивалей, выступавший с гастролями в Лондоне, привёз в Кемерово свой новый моноспектакль «Бозон Хиггса, или Трудно быть Гогой». Это размышления человека, который обнаруживает в себе целую Вселенную и понимает, как же не просто Творцу руководить своими созданиями. Довольно простая история подкупает невероятной искренностью исполнения и такой редкой сегодня в театре чертой как доброта.

   
   
Обсуждение театральным критиком и театроведом Татьяной Тихоновец спектакля Музыкального театра Кузбасса «Продажная любовь». Фото: Музыкальный театр Кузбасса им. А. Боброва/ В. Смирнова

Подростки – в соцсетях, 30-летние – в кедах

Можно подумать, что сибирская провинция сохраняет патриархальный театральный уклад и не подвержена бурям актуальных, острых постановок. Но это не совсем так. Внепрограммная афиша фестиваля включила как раз всё то, что прославляет Кузбасс на театральных фестивалях по всей России, и то, что является острой реакцией на современность.

Это и резкие «Кеды» Кемеровского драмтеатра о трёх 25-30-летних ребятах, которые потерялись в жизни. Это молодые люди с высшим образованием и духовными ценностями, они слушают Рахманинова, цитируют Омара Хаяма, ищут нирвану в природе. Но они не знают, чего хотят. Они не хотят работать, потому что «зарабатывать и бухать на заработанные – это пошлость», их угнетает рутина и обыватели. Они боятся ответственности и любви.

На закрытии фестиваля музыкальные театры Сибири исполнили партии из известных мюзиклов. Фото: Музыкальный театр Кузбасса им. А. Боброва/ В. Смирнова

А спектакль Прокопьевского драматического театра «Это всё она» обнажает очень острую проблему отношений матерей и сыновей-подростков, погрязших в соцсетях. Постановка прошибает не только темой и достоверной актёрской игрой, но и формой: зрители сидят в одном круге с актёрами, как на арене цирка или древнегреческого театра, где все связаны единым переживанием.

Но не подготовленному современному зрителю такое вторжение в личное пространство скорее неприятно. Скорее всего, на то и рассчитывал режиссёр. А финал спектакля – уж совсем не для слабонервных. Кстати, театр Прокопьевска выгодно выделяется на театральном фоне области. Новые формы (документальные спектакли), эксперименты, творческая свобода, прочный актёрский ансамбль, да и элементарно – у артистов поставленные голоса, их всегда слышно.

На «Кузбассе театральном» были и детские спектакли, и кукольные, и музыкальные, и даже пластическая постановка пьесы Жана Кокто. Фестиваль прошёл успешно, при постоянных аншлагах, но довольно ровно. Он, как и всегда, стал показательным. У театров есть две стороны: парадная – для кассы и начальства, и теневая – для фестивалей и ценителей. Но финальный судья всё равно зритель. Так что сходите и посмотрите – для вас работают 10 профессиональных театров области и ещё больше театров-студий. Есть из чего выбрать.