Знаменитый на весь Кузбасс Мариинский ликёро-водочный завод с более чем 100-летней историей оказался на грани закрытия. Почему мы снова теряем одно из градообразующих предприятий, разбирался корреспондент «АиФ-Кузбасс».
Выживет элита
Конечно, изначальная мотивация такой инициативы была правильной. Во-первых, повысить сборы в государственную казну; во-вторых, это пропагандировалось, как одна из мер борьбы с пьянством. Относительно нашей компании могу сказать, что за последние три года поступления в бюджет остались неизменны именно за счёт того, что акцизы повышались. При этом сбыт сокращался, поскольку мы оказались не в состоянии конкурировать с контрафактным алкоголем. В итоге по Кемеровской области реализация нашей продукции сократилась на 50%. Т. е. люди меньше пить не стали, а просто переключились на контрафакт, который стоит дешевле, ведь его минуют те самые сборы.
Согласно исследованиям рынка, которые проводили мы сами, доля суррогатного алкоголя в обороте составила 50-60%!» Получается, сейчас производить водку легально стало уже невыгодно. «Некоторое время мы продавали продукцию по цене ниже себестоимости, – говорит Алексей Кабанченко, – т. е. себе в убыток, получая прибыль за счёт элитных видов.
Это, кстати, происходит в данный момент и на других российских заводах. Учитывая все налоги и сборы, сейчас минимальная цена на полке для конечного потребителя должна составлять 246,1 руб. за бутылку. Однако те, кто налоги не платит, выставляют водку за 185 рублей. Для того чтобы нам выставить такую же цену, акциз должен снизиться хотя бы до 300 рублей».
Стареющий город
Есть вероятность, что люди смогут устроиться на другую работу, хотя, конечно, ситуация в Мариинске сложилась тревожная. Экономически руководство завода действует совершенно оправданно: когда сокращается внутренний рынок, то логичнее всего сосредоточиться на экспорте. Но лишиться работы на предприятии, где ты отработал много лет, тем более сейчас, когда уровень безработицы всё возрастает, – это очень тяжело. Тем более что в Мариинске процесс угасания города идёт уже не первый год.
Он быстро стареет. Самое интересное, что если вдруг сейчас случится какое-то чудо и там вдруг начнут развивать новое производство, то рабочих рук на это дело не найдётся. В любом случае нужно не плакать, а искать другие пути оздоровления территории, например, можно сосредоточиться на создании туристического кластера, ведь сейчас по всей стране идёт переориентация на внутренний туризм». Как бы то ни было, мы продолжаем терять завод за заводом, легенду за легендой. И каждая новая беда городского масштаба влечёт за собой сотни бед для каждой отдельной семьи.
Смотрите также:
- Жить – дороже! От чего отказываются кузбассовцы? →
- Мог ли переход к рынку быть менее болезненным? →
- Потребительские карты для пенсионеров? →