Стоимость проезда. Пропустим маршрутку и дождемся автобус?

В Кемерове дату повышения цен перевозчики еще не объявили. © / Анна Городкова / АиФ

С 15 июля одна поездка в новокузнецкой маршрутке будет стоить 25 руб. за наличные и 22 руб. - по транспортной карте.

   
   

Власть не закон

Поднять тариф до 25 руб. новокузнецкие перевозчики решили ещё две недели назад. Предприниматели сообщили, что новые цены начнут действовать уже с 10 июля. Однако городская администрация и областной департамент транспорта и связи выступили против. Чиновники потребовали от частников экономического обоснования и попросили повышать тариф постепенно. В четверг, 28 июня власть и бизнес обсудили эти вопросы за одним столом… Но предприниматели лишь дали небольшую отсрочку.

Как прокомментировал ситуацию первый заместитель главы Новокузнецка Евгений Бедарёв, с 2015 г. частный перевозчик имеет право сам устанавливать цену на проезд, тогда как тарифы в муниципальном транспорте регулирует региональная энергетическая комиссия. «При этом отмечу, что владельцы маршруток должны соблюдать определённые условия: в полном объёме платить налоги, соблюдать все требования трудового законодательства, исключить серые схемы выплаты зарплат», - говорит Евгений Бедарёв. До сегодняшнего дня частники не пользовались своим правом и при установке тарифа ориентировались всё-таки на муниципальный транспорт. Кстати, в 2014 г., ещё до вступления в силу закона, новокузнецкие перевозчики даже снижали тариф до 15 руб. Тогда транспортники боролись за то, чтобы на рынок не зашли их конкуренты из Санкт-Петербурга.

Евгения Корюкова

По словам директора новокузнецкого предприятия «Автолайн» Евгении Корюковой, с того времени многое изменилось: «Стоимость топлива и запчастей растёт, зарплату рабочим нужно платить достойную, автопарк пора обновлять. Учитывая сложности в финансовом положении транспортников, в лизинг автобусы нам никто не даст. Кроме того, мы должны обеспечивать безопасные перевозки пассажиров, а при действующем тарифе это практически невозможно. Чтобы мы могли сдерживать тариф, нужна областная поддержка. В частности, компенсации из бюджета. Например, муниципальным перевозчикам бюджет компенсирует затраты. Т. е. при себестоимости в 30 руб. предприятия получают субсидии. У частников такой поддержки нет».

Новокузнечане с такой позицией не согласны, ведь теперь, если не учитывать пересадки, в среднем на дорогу на работу и с работы придётся в месяц потратить 1200 руб. только на одного человека. Горожане даже создали петицию против такого резкого скачка цен. «Большая часть населения в нашем городе получает зарплату в 12-15 тыс. руб., и 25 руб. за проезд - это как минимум 3 тыс. руб. в месяц», - пишет автор петиции Денис Булатов.

Рост не последний

Сергей Кузнецов

Проезд в автобусе, трамвае и троллейбусе сегодня в Новокузнецке стоит 16 руб. (для пенсионеров - 4 руб.) Глава города Сергей Кузнецов, комментируя ситуацию, пообещал до конца года не поднимать стоимость, а также выделить дополнительные автобусы и продлить маршруты. Похоже, теперь пропускать маршрутки в ожидании переполненного муниципального автобуса будут не только льготники. По мнению депутата новокузнецкого городского совета Сергея Мартюшова, скачок тарифа можно было предотвратить простым введением транспортной карты, чтобы льготники тоже ездили на маршрутках, а муниципалитет доплачивал за них частнику.

Кемеровские перевозчики, по информации пресс-службы городской администрации, пока не объявляли о своих планах по повышению стоимости проезда. Однако, как считают эксперты, жителей областного центра это тоже ожидает. «Стоимость затрат на обслуживание транспорта растёт, поэтому повышение цен на проезд естественно.

Однако сразу на 7 руб. - это перебор, ведь уровень инфляции у нас равен 10%, значит, обоснованный рост должен составить 2-3 руб. Но правила игры поменялись: раньше у нас был жёсткий контроль сверху, теперь его нет. Частники продвигают свои интересы.    
   
Сергей Часовников

Однако такой резкий скачок цены может привести к тому, что горожане пересядут на муниципальный транспорт. Тогда возможны два варианта дальнейшего развития событий. Первый: цена уменьшится из-за падения спроса. Второй: сократится количество частных маршрутов. Я склоняюсь ко второму варианту. Т. к. практика показывает, что, поднявшись однажды, цена уже не опускается. Думаю, что кемеровские перевозчики тоже поднимут тарифы, но не сейчас, а ближе к осени. Сейчас они выждут время, чтобы посмотреть, какие результаты будут в Новокузнецке», - считает кандидат экономических наук Сергей Часовников.

Смотрите также: