Откуда столько бараков?
В Кемеровской области доля ветхого и аварийного жилья, согласно данным Кемеровостата, составляет 3,8%. Хуже всего дела обстоят в Ленинске-Кузнецком – здесь доля непригодного жилья составляет 8%, чуть меньше (7,7%) аварийных и ветхих домов в Юрге, и замыкает тройку лидеров Прокопьевск (7,6%).
В столице Кузбасса дела обстоят намного лучше: так, если в Новокузнецке доля аварийного и ветхого жилья – 2,6%, то в Кемерове эта цифра почти в 55 раз меньше – 0,07%. На начало 2015 года в Кемерове в ветхом и аварийном жилье проживало в два раза меньше человек, чем в Новокузнецке, – всего 10 тыс. 44 горожанина.
– В те годы не было ни времени, ни возможности строить полноценное жильё. Рассчитывали на то, что лет через 10-20 эти дома будут снесены, а шахтёрам к тому времени успеют построить капитальное жильё. Но время шло, страна менялась, а возможности построить новые дома уже не было».
Кто жильём спекулирует?
В этих домах сменилось не одно поколение, и сегодня в них живут, как правило, малоимущие, многодетные семьи, старые одинокие пенсионеры и инвалиды, которым идти просто некуда. Некоторые квартиры были куплены позже, потому что стоили совсем недорого и были единственно возможным вариантом расселения. Однако есть здесь и другая сторона.
Как проблему решают?
При этом лимит поддержки каждого региона устанавливается Фондом ЖКХ. Регионам же проблему переселения самостоятельно не решить». Так, по данным Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства РФ, в Кемеровской области в период с 2008 по 2014 гг. расселено 277,75 тыс. кв. м. Осталось расселить 391,79 тыс. кв. «Т. е. получается, что за шесть лет не удалось переселить и половину, – подытоживает Роман Кустов. – И это приходилось на период, когда о дефицитах в бюджетах региона и государства не было речи. Так что перспективы для нуждающихся граждан не очень радужные».
Так, жилой дом по переулку Шахтостроительному, 22, о котором мы уже писали, был признан аварийным в 2009 году, а переселение, по словам исполняющей обязанности начальника управления по учёту и приватизации жилых помещений администрации Новокузнецка Натальи Шмидт, началось только в октябре 2015 года и будет закончено к концу следующего года. А жилые дома по Бугарева, 1 (в одной из квартир провалился пол в ванной) и Тушинской, 1 (обрушился балкон) были признаны аварийными уже после 2012 года, а потому переселение будет происходить уже после 2017 года, рассказала чиновница.
Однако и переселение в новые дома часто не решает проблемы аварийного жилья. «В новых домах порой так же бежит крыша, промерзают стены, – сетует общественник. – Так, в нескольких домах Таштагола после переселения из бараков люди в течение первых трёх лет столкнулись с тем, что построенные по программе переселения дома имеют серьёзные проблемы: разрушаются крыша, стены. А где-то эту проблему устранить невозможно вообще в принципе – застройщик исчез».