Готовы ли украинцы переехать жить в Кузбасс?

Александра Горбунова / АиФ

Начиная с февраля, украинцы стали обращаться в миграционную службу в 15 раз чаще. Основной поток «дружественных» мигрантов льётся на Москву, Санкт-Петербург и области, граничащие с Незалежной. Кузбасс тоже распахнул объятья для братьев-украинцев: обещает комфортные пункты временного пребывания, компенсацию аренды жилья и беспроцентные займы на покупку квартир. Готовы ли украинцы кинуться в эти объятья?

   
   


«Массового наплыва бывших жителей Украины не прослеживается, есть лишь небольшое увеличение числа прибывших», – отмечает представитель управления Федеральной миграционной службы по Кемеровской области Алексей КУРОЧКИН. Так, в первом квартале 2014 г. на миграционный учёт встали 1205 граждан Украины, а за весь 2013 г. – 3276 человек. Т. е. об увеличении потока в 15 раз речь пока не идёт.
Да и связь Кузбасса с Украиной уже можно назвать традиционной. Чуть больше 40% украинцев приезжают в нашу область на заработки. Второй по распространённости целью являются «частные дела» (как правило, едут к родственникам или знакомым). И лишь 2,5% прибывших получают российские паспорта и остаются жить у нас.

Портрет переселенца

В начале апреля пятеро крымчан и трое украинцев получили новые паспорта – первые после крымского референдума. Новые кузбассовцы поселились в Кемерове, Новокузнецке, Белове и Яшкинском районе. Четверым из них – от 25 до 30 лет, одному – за 50 лет, все – рабочих профессий. Ещё трое переселенцев – пенсионеры, старше 70 лет.
Приехали они не семьями, а поодиночке. Возможно, это «первые ласточки», отправившиеся в Кемеровскую область разведать, как здесь живётся, а затем перетянуть на новую родину своих домочадцев. Так, Светлана ЗАПАЛЬСКАЯ жила раньше в Донбассе, а с февраля живёт в Кемерове, устроилась на работу экономистом в холдинге. На Украине остались её мама и два брата-шахтёра.
А кто-то, наоборот, получил российский паспорт, чтобы воссоединиться с уже живущими здесь семьями. Например, Эльдар ШАФИУЛИН переехал в Новокузнецк из Симферополя, поближе к родственникам жены. Она гражданка России, поэтому хлопотать о новом документе пришлось только супругу.

Чья волна перспективнее?

«В Кузбассе на сегодняшний день в банке вакансий службы занятости 27,5 тыс. свободных рабочих мест. Больше всего свободных мест – для людей рабочих профессий. Так, на угольные предприятия области требуется больше тысячи человек. Губернатор обращался к шахтёрам Донбасса с предложением приехать жить и работать в Кузбасс», – говорит заместитель губернатора по экономике и региональному развитию Дмитрий ИСЛАМОВ.

>>
30 украинцев в 2014 г. получили новые паспорта.

Казалось бы, и работы навалом, и с жильём власти обещают помочь. Но украинцы пока толпами не осаждают миграционную службу Кузбасса. Почему? Одна из причин – непривычные морозы. Как отметил один из буровиков, не первый год работающий на «Распадской» вахтовым методом, его не устраивает суровый сибирский климат. Другая причина вырисовывается из переписки одного переселенца с новокузнецкой городской администрацией. Шахтёр из Украины Игорь ГОН­ЧА­РЕНКО попросил мэра помочь ему трудоустроиться на одну из городских шахт. В ответ получил: «В настоящее время вакансии в организациях, занимающихся добычей угля, отсутствуют», а также предложение обратиться в УФМС. Вот так послушал человек заверения о наличии работы, поверил, а на деле мыкается, бродя по чиновничьему кругу. Помыкается да отправится восвояси.
Между тем наметилась противоположная волна миграции: отсюда – в Крым. Одним и первых громких отъездов стало назначение кемеровского прокурора Владимира АГАПОВА первым заместителем прокурора Севастополя. А на днях два новокузнецких предпринимателя заявили, что собираются заняться в Крыму производством стройматериалов и строительством домов. Говорят, на полуострове сейчас благодатная для бизнеса почва – можно открывать любое дело. Что-то подсказывает, что крымская бизнес-благодать окажется гораздо привлекательнее тех тысяч кузбасских вакансий, две трети которых – для рабочих.

 

Смотрите также: