Мечта о миллионе. Почему в Кузбассе так мало туристов?

Чтобы стать курортным раем, одних гор мало. © / Инна Меняйлова / АиФ

«У Турции доходы от туризма составляют 85%, у Кипра – 76%, у Финляндии – 70%. У нас доходы – всего 3%», – такую статистику привёл губернатор Аман Тулеев в бюджетном послании и посетовал на то, что главы городов и их подчинённые не занимаются пиаром своего богатейшего края. Мариинск не прославляет тюрьму, в которой сидела певица Лидия Русланова. Чебулинский район, где откопали динозавров, не спешит превращаться в парк юрского периода. А в Шерегеше, гремевшем на всю страну новостями о йети, всё реже вспоминают об этом талисмане. Только ли информационная пассивность виновата в том, что цифра в миллион туристов в год пока остаётся мечтой?    
   

Чего нет на курорте?

По мнению опытного туриста Виталия Клепикова, который хорошо знаком с красотами Горной Шории и Кузнецкого Алатау, кузбасский горнолыжный курорт манит любителей активного отдыха со всей Сибири. «Мои знакомые ездят из Новосибирска, Томска, Омска, как правило, на машинах. И многие жалуются на то, что до Шерегеша нельзя добраться на самолёте. Полагаю, если бы аэропорт был рядом, то поток туристов заметно прибавился бы», – считает Клепиков. Второй «минус», по его мнению, в неразвитости бюджетного сегмента услуг: не каждый может себе позволить проживание за 3 тыс. руб. в сутки. Люди со скромными возможностями снимают квартиры в посёлке, а жилищный фонд там не резиновый. До сих пор не решены вечные беды – отсутствие единого абонемента на подъёмники и удобных туалетов.

«Все подъёмники, по сути, сходятся в одной точке. Заехал я на вершину, спустился по другой трассе – и привет, парень: либо обходи гору пешком, либо покупай новый билет. И второй момент: на горе нет отапливаемого туалета, максимум удобств – это деревенская будка с дыркой в обледенелом полу. Люди бегают по кустам. Вы можете представить такую картину в Альпах или других мировых курортах?» – сетует турист, но с оговоркой, что в этом сезоне он ещё не был на Зелёной и, возможно, там что-то изменилось.

В конце лета туристско-информационный центр «Шерегеш» составил список проблем, которыми грешит кузбасский курорт. Помимо уже озвученных нашим собеседником вопросов, туристы просят организовать трассы для беговых лыж (по сообщениям СМИ, такая лыжня открылась на днях на базе «Медвежонок», в одиннадцати километрах от Зелёной. – Прим. ред.), увеличить количество «скорых» (зачастую травмированные по несколько часов ждут врачей), разделить снегоходные и горнолыжные трассы, добавить информационные стенды.

Жилищный фонд в посёлке не резиновый. Фото: АиФ/ Инна Меняйлова

Хамству – бой

Сами кузбассовцы тоже нередкие гости на местных курортах. Причём их выбор не ограничивается одним Шерегешем. Новокузнечанин Виктор Кузнецов объехал практически все базы в окрестностях Междуреченска, Мысков, Таштагольского района. Говорит, что единичные недостатки бывают везде: то дорогу не успели расчистить, то подъёмник или прокат не работает, то в номере холодно или краны текут. На эти «минусы» привык закрывать глаза – всё-таки здесь не Турция, сервис ещё страдает «совковостью». Вот и начало этого сезона омрачилось неудачной поездкой в один из санаториев Прокопьевска. «Мы приехали большой компанией с детьми-школьниками. Ничего из заявленного на сайте не работало: не было ни катка, ни проката, ни «горнолыжки», ни лыжни. Все места, предусмотренные для активного отдыха, были засыпаны снегом.

В бассейн тоже не попали – там почему-то не принимали оплату. Одно успокаивало: мы привезли с собой лыжи и санки, т. е. была хоть какая-то надежда, что школьники, оторвавшись от планшетов, побегают по улице», – вспоминает Виктор. Но реакция местного персонала на зимние забавы шокировала всю компанию: работники запрещали отдыхающим кататься на территории санатория под немыслимыми предлогами: мол, они раскатают лыжами дорожки, и люди будут падать, а под засыпанными снегом горками находятся газоны, по которым тоже нельзя ездить на санках. «Даже жену, которая катала двухлетнюю младшую дочку, пытались прогнать. Так что, приехав отдохнуть на свежем воздухе, мы в итоге сидели в номерах с испорченным настроением», – негодует новокузнечанин. Он считает: пока персонал курортов будет вести себя по-хамски, нашей области не видать миллиона туристов. Более того, и сами кузбассовцы будут уезжать подальше от своей богатой, но негостеприимной родины.

Манить байками и «плюшками»

В той компании с новокузнечанином был его приятель Алексей Иванов, который недавно вернулся из Белокурихи. Он считает, что кузбассовцам есть чему поучиться у соседей-алтайцев. «Во-первых, за две недели отдыха в Белокурихе я не услышал ни одного грубого слова, не увидел недовольного взгляда в свою сторону. Во-вторых, ехал в межсезонье и думал, что будет скучно отдыхать, т. к. купаться уже нельзя, а снега ещё нет. Но там умеют развлекать народ», – рассказывает об опыте алтайцев Алексей. Например, там тоже есть гора, но даже без снега на ней полно туристов. Информация об экскурсиях на гору, а также в музеи Шукшина, Евдокимова, к шаманам и проч. там на каждом шагу, сразу несколько агентств предлагают свои услуги.

   
   

«За полтора часа, проведённых на горе, экскурсовод рассказывала об истории курорта, мы держались за рога какого-то местного божка, ловили энергию разлома Земли. О каждой куче камней, которая попадалась навстречу, была своя байка: тут надо мужчинам в щели постоять, там надо женщинам на жертвенном столе полежать, у следующих камней температуру измерить и так до бесконечности, – вспоминает турист. – Почему такого нет на той же Зелёной? Да мы со своим йети и шорскими легендами могли бы всех за пояс заткнуть!»

А ведь именно об этой популяризации, пусть и в шутливой форме, говорил губернатор в послании. Предлагал водить туристов по улицам Мариинска, где ступала нога Николая II, или надеть шкурку на заместителя Владимира Макуты, чтобы он побегал, поорал по лесу и тем самым воскресил интерес к снежному человеку. «Даже заядлый фанат сноуборда или горных лыж, приехав на выходные в Шерегеш, покатается несколько часов и устанет, захочет скинуть громоздкие ботинки. Что ему можно предложить взамен?

Коньки, беговые лыжи, разные «плюшки», «бананы» – да мало ли ещё снежных забав!» – рассуждает Виталий Клепиков. Он убеждён, что Горная Шория ещё не исчерпала всех возможностей центра зимних видов спорта. Туристы уже знают кузбасский курорт, едут сюда. И всем заинтересованным – от чиновников и бизнесменов до работников на ресепшнах, подъёмниках, ратраках – теперь нужно не оттолкнуть их нечищеными дорогами, грубым словом и скучным сервисом, а влюбить в горы так, что они будут отсюда банками увозить консервированный воздух и снег.