Целительная фотография. Безрукий фотограф открыл школу для детей-инвалидов

Фототерапия помогает преодолеть страхи. © / Дмитрий Верфель / личный архив

22 года назад электрик Дмитрий Верфель потерял руки и смысл жизни. А сейчас про него пишут и снимают почти все журналисты, потому что фигура Дмитрия уникальная – он не просто приспособился к быту, но и стал успешным фотографом-педагогом, который открыл в Кемерове инклюзивную фотошколу для детей. Корреспондент «АиФ в Кузбассе» узнал историю и философию жизни этого замечательного человека.

   
   

Не дошёл до дома ста метров

Анна Городкова, «АиФ в Кузбассе»: Дмитрий, из-за чего вы лишились кистей рук? Что произошло?

Дмитрий Верфель: В 2000 году мне не повезло. В конце января я провожал вечером друга, посадил его на такси до соседней деревни (дело было в Новосибирской области, где я жил) и сам не дошёл ста метров до дома – меня сбил пьяный водитель во дворе. Очнулся в лесу без шапки и варежек. Как именно оказался за посёлком, не помню. Скорее всего, меня просто вывезли и выкинули. Под утро я добрался домой, и мама вызвала скорую.

В городе Искитим, куда меня увезли на две недели и почти не лечили, началась гангрена. В поликлинике от предприятия, где я работал, два месяца врачи пытались спасти кисти, подрезая то один палец, то другой. К весне я вышел из больницы уже без рук. Начались долгие годы реабилитации.

– Вы были электриком, из-за трагедии потеряли работу. Как пришли к фотографии и где переучивались?

– После потери рук я понимал, что крутить гайки и брать в руки инструменты мне уже не придётся, и сначала решил переучиться на юриста. В один момент на учёбу не хватило денег, и я бросил. Ребята из центров реабилитации, где я часто бывал, подсказали, что в Новокузнецке есть колледж-интернат для инвалидов. Я поступил туда в 2006 году на «специалиста по рекламе», потому что увлёкся графическими редакторами, которые и используются в этой работе. Там познакомился с будущей женой Мариной.

Фотография помогла мне выйти из стресса, найти любимое занятие, работу, приобрести семью и заработок.

После колледжа в 2009 году я переехал в Кемерово и поступил в КемГУКИ на фотографа. Спустя несколько лет у меня родилась дочь, и я столкнулся с тем, что инвалиду устроиться на работу по специальности очень сложно, почти невозможно. Благодаря тому, что в колледже я учился писать бизнес-планы, написал его в тот раз и получил от биржи труда 60 тысяч подъёмных. На них купил фотокамеру и стал предлагать свои услуги в детских садах, школах и т. д. Дальше – больше: обратился в Центр поддержки предпринимательства, где получил 150 тысяч и открыл свой первый фотосалон. Через некоторое время устроил на работу трёх сотрудников – свою жену-колясочницу, которая работала из дома в графических и видеоредакторах, парня без руки и девочку с ДЦП.

   
   
Дмитрий Верфель учит детей фотографировать. Фото: личный архив/ Дмитрий Верфель

Целительная фотография

– В 2017 году вы открыли свою инклюзивную фотошколу для особенных детей. Как пришла идея учить других?

– Когда получил красный диплом после окончания университета и родился сын, я продал бизнес в рассрочку и несколько лет жил не тужил, ища себя. Продавал недвижимость, получал неплохие деньги, но к этому делу не лежала душа. Узнал про фототерапию (один из методов психологической арт-терапии, которая включает в себя набор техник, связанных с лечебным применением фотографии – прим. ред.) и понял, что фотография помогла мне выйти из стресса, найти любимое занятие, работу, приобрести семью и заработок.

По образованию я фотограф-педагог. Чтобы не забыть профессию, отточить навыки и отработать технику, я стал бесплатно вести кружки у детей из разных школ и детских домов. У меня была своя двухмесячная программа, по которой мы с детьми рассматривали устройство камеры, композицию фотографии, свет, снимали портреты, животных, репортажи и т. д. той техникой, которая была у школ (снимали и на телефон). Я применял фототерапию, и с её помощью даже удалось побороть некоторые фобии у моих учеников. Одна девочка боялась леса, потому что прямо перед семейным пикником в лесу умер её любимый попугайчик. Мы проработали с ней эту тему, девочка завела нового попугайчика, ходит в лес и ничего не боится.

Через некоторое время я узаконил свою деятельность – стал исполнительным директором общественной организации «Шаг навстречу», которая помогает детям с ДЦП. Написал проект, выиграл президентский грант, купил шесть камер, четыре ноутбука и стал официально базироваться в кемеровском «Центре детско-юношеского технического творчества». Туда несколько раз в неделю приходят заниматься дети с особенностями развития.

– Какие успехи делают ваши ученики?

– На «Абилимпиксе» 2022 года (чемпионат профессий среди инвалидов – прим. ред.) я занял третье место в России среди фотографов-репортёров. К тому же приобщаю детей. Мой ученик с нарушением опорно-двигательного аппарата Никита Лобастов занял на чемпионате первое место в Кузбассе в номинации «фотограф-репортёр» и в августе выступает на России.

Фотография расширяет горизонты. Фото: личный архив/ Дмитрий Верфель

Некоторым я даю возможность подзаработать, публикую их лучшие снимки в СМИ, где работаю сам, каждый год устраиваю персональные фотовыставки детей. У моего ученика Глеба Фатеева с ДЦП было уже девять персональных фотовыставок, он давно обошёл меня. Фотография нужна ему. Благодаря ей он открылся и стал жить. Родители купили ему большой электрический трёхколесный самокат, Глеб носится на нём по всему городу и много всего снимает.

Фотография расширяет горизонты. В прошлом году мы выиграли 500 грантовых тысяч Президентского фонда культурных инициатив с проектом «Семь чудес Кузбасса» и отсняли уже почти все чудеса региона (остался только Мариинск). Вместе с учениками мы побывали в «Томской писанице», «Кузнецкой крепости», Таштаголе, Азасской пещере, на Кузнецком Алатау и создали виртуальные экскурсии этих мест. Собираюсь вывезти детей на съёмку в Алтай – там совсем другая энергетика. Оттуда возвращаешься заряжённым.

У детей с ОВЗ упрощённая система образования, ЕГЭ они не сдают, и многие после школы не знают, куда себя деть. А фотография, как ни крути, – это профессия.

Киберчеловек

– В мае этого года вы получили бионические протезы от Фонда социального страхования за 11,5 млн рублей. Многие люди на подобное открывают сборы. Как вам удалось их добиться по ОМС?

– Все протезы я всегда получал через ФСС. Правда, последние бионические пришлось ждать 3,5 года. До этого у меня были разные протезы: косметические, тяговые, рабочие. Все они выполняют разную функцию, но наиболее удобны в быту, конечно, современные бионические. По размеру и весу они максимально приближены к человеческой кисти.

Протезировался я в Москве у компании «Эндолайт», о которой много лет назад узнал на «Абилимпиксе». Там я впервые увидел «кибератлетов» – людей, участвующих в специальных соревнованиях (например, взять протезом бокал, отнести посуду – всё это на время). Я увидел, как девушка с протезом выстрелила из лука, и обалдел. Кисть была сделана «Эндолайтом».

Для некоторых ребят фотография станет профессией. Фото: личный архив/ Дмитрий Верфель

Мой протез удобный, лёгкий, влагозащитный, я не переживаю, что из-за дождя на улице или сплавов, в которых иногда участвую, электроника просто перестанет работать. Протезом пользуюсь каждый день, потому что к ним надо привыкать. Теперь я могу взять одной рукой вилку, бокал, ключи от машины. Думал, смогу водить мотоцикл, но не смогу — пальцы сжимаются до первого упора (чтобы, например, не сломать ребёнку руку, когда нужно будет за неё взяться). С новыми руками я вошёл в новый жизненный этап, обрёл новый смысл.

– Вы довольны собой и своей жизнью?

– В целом да. Моя гордость помогла мне не сломиться. Мне многому пришлось переучиваться, и я переучился.

Со временем я перестал уделять всё свободное время другим людям и переориентировался на себя. Увлёкся дайвингом и подтянул к этому увлечению других людей-инвалидов. Планирую больше путешествовать. Прошлый день рождения я отметил в Египте, в этом году хочу на Кубе.

Досье
Дмитрий Верфель. Родился в 1978 году в посёлке Линёво Новосибирской области. В 2015 году окончил КемГУКИ и получил специальность «преподаватель фотографии». С 2016 года руководитель инклюзивной фотошколы.