Случайно по рассказам теперь уже престарелой мамы — Лидии Давыдовны — Ирине Функ стало известно, что ее дедушка — поволжский немец Давыд Андреевич Швабикер еще до начала войны, когда ему было чуть больше двадцати лет, работал председателем передового советского колхоза. В 1937 году его избрали депутатом Верховного Совета, наградили орденами Ленина, Трудового Красного Знамени. Часто ему приходилось бывать в Москве, общаться и фотографироваться со Сталиным и другими пролетарскими вождями. Дома на всю стену висел рукописный портрет, где он во весь рост стоял рядом с «вождем народов». У прославленного орденоносца был депутатский мандат, который позволял ему ездить по стране на любом транспорте и питаться в любых столовых бесплатно. А когда соратник Сталина приезжал на какую‑то станцию, его встречали с духовым оркестром. Понятно, что о личных симпатиях и взаимоотношениях Иосифа Виссарионовича и Давыда Андреевича сейчас узнать невозможно. Но из Москвы в Саратовскую область, где председатель колхоза в то время жил с семьей, лично по распоряжению Сталина на его имя постоянно шли богатые посылки с дорогими хромовыми сапогами, отрезами на костюмы, папиросами, конфетами и книгами. Семья тогда ни в чем не нуждалась, дома даже были пианино и патефон.
Сталин немцев не щадил
Но с началом войны судьба депутата круто изменилась. На фронт в Красную армию немцев не брали, но боялись, что территория, где они тогда жили, будет оккупирована фашистами и поволжские немцы перейдут на сторону врага. В августе 1941 года Сталин подписал приказ «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья». Семье Швабикер не удалось, несмотря на высокий политический статус, избежать переселения и репрессий. Давыду Андреевичу, как депутату, правда, предложили отдельный вагон для семьи, в которой у него уже было пятеро малолетних детей. Но он отказался, поехал, как все. Куда повезут — не сказали. Десять дней ехали в товарном переполненном переселенцами вагоне, спали на соломе. Привезли вначале в Анжерку, а потом распределили по ближайшим колхозам. Так они оказались в Яйском районе. Немцев местные жители не жаловали, били, обзывали фашистами. Жить было негде, гибли от голода и холода. В 1942 году главу семьи вместо фронта отправили в трудовой лагерь, о его прошлых заслугах и дружбе со Сталиным никто и не захотел вспоминать. Жена с пятью детишками на руках осталась в Улановке.
Им страшно до сих пор
Ирина Функ, которая работает в Улановке директором сельского дома культуры, много лет пыталась собрать подробности трагической судьбы своего легендарного дедушки. Но ее родители, которые тоже живут в Улановке, всячески отговаривали ее копаться в прошлом. А о том, что Давыд Андреевич был еще и соратником Сталина, вообще в их семье было принято молчать. Даже уникальные фотографии все давно уничтожили. Осталась лишь одна, из старого журнала, где рядом со Сталиным позирует и ее дедушка. Однако Ирина долгие годы самостоятельно, втайне от родителей, пыталась все‑таки через архивы узнать, как и где именно погиб Давыд Андреевич. Но никаких сведений о нем не было. Только в феврале нынешнего года региональная организация, объединяющая в Кузбассе переселенных немцев Поволжья, смогла выяснить, что их соотечественник Давыд Швабикер умер от дистрофии 9 мая 1944 года в Новосибирске, отбывая там трудовую повинность на военном заводе. Было ему в то время всего 36 лет. Теперь Ирина собирается побывать на могиле деда и по возможности выяснить подробности последних дней его жизни.
Смотрите также:
- Четверть века бабушка из Анжеро-Судженска была женой Деникина →
- Фронтовой дневник. Боль можно унять только в бою →
- Житель Яи рассказал подробности похорон Сталина →