Кузнецов сообщил о революции
Любовь Алексеева, «АиФ-Кузбасс»: – Пётр Петрович, грядёт 7 ноября – дата, которая в Советском Союзе с помпой отмечалась каждый год демонстрациями, концертами и торжественными линейками в школах. А как революцию восприняли жители Кузнецка в 1917 г.?
Пётр Лизогуб: – О февральской революции и отречении Николая II от престола кузнечане узнали из телеграмм. Сообщение по своим каналам получил видный деятель русского освободительного движения Виктор Обнорский, который коротал старость в Кузнецке. Он сначала не понял, с чем его поздравляют, потом пришла ещё одна телеграмма. Революция произошла в конце февраля, 2 марта Николай II отрёкся от престола, а до Кузнецка эта весть долетела 4 марта.
Был большой митинг, на котором выступил директор высшего начального училища Кузнецов. Он сообщил горожанам, что власть царя свержена и перешла к временному правительству, что народ теперь свободен. В апреле вышел первый номер газеты «Кузнецкий край», в котором много говорилось о свободе, о том, что оковы пали, что люди должны этим правильно распорядиться и решить дальнейшую судьбу России.
Старожилы вспоминали: в город приезжали агитаторы от разных политических партий. Народ собирался, слушал, дружно хлопал сначала одному, потом другому. Расположение масс зависело больше от красноречия оратора. Люди воспринимали агитацию на эмоциональном уровне, а глубины политических знаний не было. Послушали-послушали, а потом начался сенокос, и народ ушёл в поля. Т. е. весной, когда ещё особо нечем было заниматься, политическая жизнь была актуальна, а с началом сельхозработ она замерла.
Жертвы красных и белых
– Тем не менее в городе немало улиц носят имена революционеров. Какие памятники являются свидетелями переломного момента в истории России?
– Основные памятники, связанные с Великой Октябрьской революцией и гражданской войной, сосредоточены в Кузнецком районе, потому что Новокузнецк и его левобережная часть возникли позже, в конце 20-х годов. Первый памятник – это могила борцов революции, которая появилась ещё в начале 1920-х гг. на Базарной (ныне Советской) площади. В 1918 г. в городе был организован Кузнецкий уездный совет рабочих и крестьянских депутатов (или совдеп) во главе с Андреем Петраковым. В честь его деятелей названы улицы города – Петракова, Метёлкина (военком совдепа), Талдыкина.
Вообще Констанитин Талдыкин (в совдепе он был казначеем) стал первой жертвой революционного противостояния в Кузнецке. В мае 1918 г. белогвардейцы, которые подпольно вели борьбу против советской власти, устроили засаду, чтобы убить Петракова. Но тот задержался на митинге, а Талдыкин вышел раньше. Был уже поздний вечер. В темноте он по росту и фигуре напоминал председателя. Белогвардейцы приняли его за Петракова и застрелили. В июне после белочешского мятежа, когда начали наступать белогвардейцы, совдеповцы приняли решение уходить из города.
Имена застреленных красногвардейцев так и остались неизвестными, т. к. коренных кузнечан среди военных было два-три человека, остальные прибыли с севера области. Когда в декабре 1919 г. советская власть вернулась в город, то появилась идея увековечить память первых четырёх жертв революции. В начале 1920 г. была вырыта могила на Советской площади, установлен сначала деревянный памятник, после войны – железный. А в 1960 г. прах перенесли на нынешнее место – в Сквер борцов (или жертв) революции. Позже там появились стела, памятный камень с именами, бюст Виктора Обнорского.
– Какие дома были свидетелями революционной истории Кузнецка?
– Практически все дома, сохранившиеся до сегодняшнего дня, тем или иным образом были связаны с революционными событиями, с гражданской войной: в одних проходили съезды, в других заседали управленцы, в третьих были общежития. Здание казначейства, у стен которого погибли трое борцов революции, по сей день находится на Советской площади. Штаб совдепа находился напротив Сквера борцов революции, в двухэтажном жилом доме, принадлежавшем спиртовому заводу. Сейчас предприниматель, владеющий этим зданием, привёл его в порядок.
– Все памятные места связаны с именами сторонников советской власти. В наше время принято вспоминать и даже героизировать их противников. Достаточно вспомнить киноэкранизацию жизни Колчака. Памятников белогвардейцам ещё нет?
– Пожалуй, один человек с противоборствующей стороны интересен для истории как пример для подражания. Это герой русско-японской войны 1904-1905 гг. генерал Павел Путилов. Он ушёл в отставку, переехал в Кузнецк в 1914 г. Когда в июне 1918 г. белогвардейцы пришли к власти, он вновь взялся за оружие, поскольку как истинный русский офицер давал клятву верности царю и России и не отступился от неё – лозунги сибирского временного правительства, Колчака были близки ему. В декабре 1919 г. партизаны отряда Толмачёва убили генерала. Памятник ему установлен на территории Кузнецкой крепости в 2003 г.
Кто не доволен властью?
– Если, как вы говорите, Кузнецк был патриархальным краем, люди здесь не хотели менять власть, то откуда взялось столько революционеров?
– Костяк революционного движения составляют рабочие. В Кузнецке промышленности практически не было: одиночные кустари, человек 20 работало на спиртовом складе, с десяток – на пивоваренном заводе. Т. е. говорить о каком-то рабочем классе, который сформировался в Кузнецке, не приходится.
Но был немаловажный момент: в предреволюционное время на территории нынешнего Кузбасса начинает активно действовать АО «Копикуз», получает концессию на разработку угольных месторождений. Для вывоза добытого угля и руды Копикуз прокладывает железную дорогу, в конце 1916 г. начинает строительство южного направления от Кольчугино (современного Ленинска-Кузнецкого) до Тельбесского месторождения железной руды. На это строительство подтянули рабочих с Транссиба, среди них оказался Петраков.
Т. е. в конце 1916 г. в городскую среду влилось несколько десятков рабочих – появились силы для того, чтобы и в Кузнецке началась агитация, революционное движение. Новый костяк активно участвовал в установлении советской власти. В составе совдепа было всего трое коренных кузнечан. Для сравнения, в Гурьевске, Кольчугино, Анжеро-Судженске политическая жизнь была живее, рабочие комитеты появились сразу же после революции, поскольку там были достаточно крупные промпредприятия. На их фоне Кузнецк выглядел оплотом контрреволюции, патриархальным медвежьим углом.Ещё было несколько ссыльных, идеологически готовых принять революцию. Помимо приезжих, едва ли наберётся человек 40 коренных кузнечан, в основном из ремесленников и городской бедноты, сочувствующих революционному движению. Т. е. не более 2% населения.
– Как считаете, политические пристрастия революционных лет и современные совпадают у кузнечан? И тогда 98% народа было за действующий строй, и последние губернаторские выборы показали почти такой же процент сторонников нынешней власти…
– Вовсе не значит, что в 1917 г. 98% людей были ярыми монархистами. Возможно, их наберётся 5-7%, остальные – это скорее люди традиционного восприятия мира. Основную массу устраивал существующий строй. В этом, соглашусь, можно провести параллель с современностью. Ситуация с губернаторскими выборами весьма показательна: одних устраивает сложившаяся ситуация, других, может, не устраивает, но они голосуют за знакомого им человека, которому привыкли доверять, в надежде на то, что всё наладится. Если у людей есть какое-то недовольство, то в большинстве своём они поворчат-поворчат и живут дальше, ничего не меняя. Лишь единицы встают на путь революционной борьбы. Так было 100 лет назад, так есть и сейчас.