Латыши произвели в Кемерове, куда попали лишь благодаря отказу от участия канадцев, настоящую сенсацию, победив старожилов чемпионатов мира - сборные Монголии, Голландии, Эстонии и Венгрии. После этого они уже не скрывали спортивных амбиций, заявляя, что надеются выиграть и решающие встречи за первое место в группе "В" у американцев. Пыл амбициозных прибалтов заокеанские хоккеисты несколько остудили. Но, похоже, только временно.
Впрочем, слишком рьяное стремление к победам имело и свое объяснение. Как уточнили в разговоре с нашим корреспондентом главный тренер сборной Денис ШЕЙКО и играющий тренер Андрей БАНАДА , от результата в Кемерове многое зависит. Прежде всего - дадут ли им денег для строительства первого в стране крытого катка именно для большого хоккея...
Д.Ш.:
- Большинство наших игроков впервые увидели мяч для бенди меньше двух месяцев назад - с подачи чиновников Международной федерации бенди, которые помогли энтузиастам организовать национальную федерацию по этому виду спорта и поучиться навыкам игры. Международная федерация помогла и с экипировкой для сборной Латвии".
А.Б.:
- Мы даже не подозревали до декабря прошлого года, что в мире есть более быстрая командная игра, чем хоккей с шайбой!
Важно, что бенди - перспективный вид спорта, претендует на включение в программу Олимпийских игр. У наших мальчишек появляется лишний шанс засветиться. Что касается меня, то, если не смогу выступить на Олимпиаде как игрок (мне уже за 30), хотелось бы поехать в качестве тренера.
Д.Ш.:
- У нас страна-то хоккейная, только всю жизнь гоняем шайбу. В сборной по бенди - бывшие или действующие профессиональные "шайбисты". Это сказывается - предпочитаем силовую борьбу, не умеем разыгрывать угловые, давать длинные пасы. Ничего, научимся! Сделаем все, чтобы нас уважали! Команду собирал из тех, в ком был уверен, что выполнят мои тренерские требования, будут готовы "покусать" любого соперника. Выходим на поле выигрывать - у нас всегда настрой такой. Мы и на Россию выйдем, если доведется когда-нибудь сыграть, с желанием победить.
- В России сейчас сильны антилатышские настроения. Не было опасений провокаций в Кемерове?
Д.Ш.:
- Мы - спортсмены, а не политики. Ехали играть, радовать болельщиков. Условия в Кемерове были идеальными и для игр, и для подготовки к ним, и для отдыха. Единственные отрицательные эмоции вызвало судейство: неприятно видеть, когда ты слабее, а тебя же еще и "плавят". Но это не вина организаторов, и к тому же предвзятое судейство характерно и для других видов спорта. Простые же кемеровчане к нам антипатий не проявляли. Мы имели возможность просто побродить по центру вашего города, покататься с горок на площади Советов. К нам многие подходили знакомиться, девушки адресами предлагали обмениваться, "эсэмэсками" и в ночные клубы звали. Я одно парням говорил: "Нравится - дружите, но не дай бог, чтобы она оказалась профессиональной спортсменкой!" Не женское это дело, считаю. Пусть, если уж сильно захочется, шейпингом займется, еще чем-нибудь подобным - для души, для тела.
А.Б.:
- Мы, конечно, интересовались, какая у вас в регионе спортивная жизнь. Про новокузнецкий "Металлург", команду российской суперлиги по хоккею с шайбой, знаем все. Слышали о печальной судьбе вашей "Энергии". Некоторые из нас, например, Лаурис Михаловс, против нее играли в первенстве России! Жаль, что так сложилось, но, надеюсь, ситуацию удастся исправить.
- В сборной Латвии много русских?
А.Б.:
- У нас представлены и украинцы, и белорусы, и русские, и латыши, и поляки. Никакого национального подтекста при формировании сборной не было! В Латвии игра в бенди - дело добровольное. С декабря некоторые ребята не выдержали конкуренции, другие по личным мотивам оставили команду. В данный момент наиболее актуально для нас - воспитание своих кадров. Латвия - страна гордая. И мы никогда не пойдем по пути некоторых национальных сборных, сплошь состоящих из игроков российских клубов бенди. Вот с главным тренером сложнее. У нас профессиональных "бендистов" просто не успели вырастить, и поэтому перед поездкой в Кемерово рассматривался вопрос о приглашении иностранного специалиста, но не нашли денег. Поэтому Денис вместо помощника, как планировалось сначала, сам стал главным тренером. И мы все играли только за идею. Скинулись на поездку к вам, кто сколько мог.
- Дорогим удовольствие оказалось?
Д.Ш.:
- Недешевым... Но учтите такой нюанс. В Советской Латвии были на слуху хоккеисты, саночники, шахматисты. Теперь даже рижане не помнят, что их земляком был великий чемпион по шахматам Михаил Таль! На слуху - баскетбол и хоккей с шайбой. Игроков из NaHL - а мы ведь все вышли из нее, Национальной хоккейной лиги Латвии! - в лицо знают, уважают. У них хорошие зарплаты. А "хоккейс арс бумбу" (хоккей с мячом) чем хуже? Только тем, что наша сырая прибалтийская зимняя погода не позволяет иметь стадионы с естественным льдом. Но уже есть люди, готовые помогать развивать бенди. Наш главный спонсор - владелец известной в стране фирмы - сам в сборной играет. Отец одного моего игрока - хозяин стадиона, лед давал бесплатно кататься (а аренда льда в Риге в переводе на рубли - 7 тыс. в час). Еще один игрок помог в Швеции клюшки прикупить, специально для бенди предназначенные. Нас сплотила идея. Теперь обсудим, что произошло, и будем двигаться дальше.
- Какой главный урок от чемпионата в Кемерове?
Д.Ш.:
- Нужно строить большой крытый ледовый модуль, без этого перспектив у бенди в Латвии не будет. Мы ведь у себя дома вынуждены играть в усеченный вариант русского хоккея - ринк-бенди, на площадках для хоккея с шайбой. Мастерство на них не придет. У наших соседей из Эстонии такая же проблема.
После окончания чемпионата в Кемерове эстонцы предложили нам сыграть товарищеский матч на большом льду. Где? В Финляндии. Больше, оказывается, негде...