ОБЫКНОВЕННЫЕ, чаще хулиганистые подростки c окраин Яи своей удивительной богатырской силой несколько лет подряд удивляют весь мир. По вечерам в маленьком школьном кабинете, обустроенном под спортзал, непобедимых гиревиков без всяких тренажеров и современного спортивного оборудования тренирует местный энтузиаст Михаил БРАХНОВ.
Их тренажер - драный "козел"
С МИХАИЛОМ Федоровичем сидим рядом на скамейке и наблюдаем, как тренируются его мальчишки. Тренер для них, как президент за ученической партой, - все его замечания и задания выполняются беспрекословно. Кто-то усердно, обливаясь потом, почти целый час бегает по кругу, кто-то в уголке гремит гирями, кто-то качает мышцы пресса. В кабинете половина лампочек давно перегорела - темновато. Из спортивных тренажеров - маленькая строганая шведская стенка, старая штанга, разновесные гири, многие из которых тоже самодельные. И гордость спортсменов - знакомый со времен советских школьных спортзалов изодранный до дыр "козел".
- Сколько же ему лет? - спрашиваю тренера.
- Да, наверное, он старше нас с тобой раза в два будет, - отвечает Михаил Федорович.
Удивительно, как же в таких, мягко говоря, не самых комфортабельных условиях начали рождаться чемпионы, которые известны уже за пределами России?
Тренер рассказывает, что, по его убеждению, любой юноша, независимо от состояния здоровья и физических данных, уже в течение года под его руководством может легко выполнить норматив перворазрядника и избавиться от любых болезней. К примеру, Василий Лапшин пришел заниматься слабым, болезненным ребенком, в 15 лет в 2005 году стал мастером спорта, в 2006 - чемпионом мира среди юношей. Сейчас Василий служит в спортивном клубе армии и готовится выполнить норматив мастера спорта международного класса. Был воспитанник, у которого врачи называли пять болезней, в том числе и туберкулез, он стал кандидатом в мастера спорта, а когда пришел на комиссию в военкомат, то у него не нашли ни одной болезни. Три года назад к тренеру пришел Игорь Стеклянников, слабый мальчишка, весил всего 32 килограмма, но осенью прошлого года стал чемпионом Европы.
Сегодня о феномене юных гиревиков из Яи пишут многие СМИ. Только яйские спортсмены сегодня представляют Кузбасс на самых престижных соревнованиях. Именитые специалисты не могут понять, как в примитивном школьном спортзале, в неизвестном маленьком поселочке со странным названием "Яя", удается вырастить непобедимых чемпионов. Михаил Федорович говорит, что просто нужно с детьми находить общий язык и вселить уверенность в собственные возможности.
За Яю обидно стало...
- В 2000 ГОДУ меня пригласили на работу председателем спорткомитета, - вспоминает Михаил Брахнов. - Тогда результаты наших спортсменов, которые выступали на областной сельской спартакиаде, были плачевными. Мы были на последних местах, в том числе и по гиревому спорту. А ведь в 70-х годах прошлого века Яя гремела на всю страну в этом виде спорта. Тогда был гиревик-энтузиаст Борис Левин, который воспитал четырех мастеров спорта. А потом о тех рекордах только вспоминали. Решил попробовать возродить спортивные традиции. Начал присматриваться, как с гиревиками работают тренеры в других городах, какие упражнения выполняют. А потом набрал мальчишек и на базе школы N 3 1 сентября 2000 года начал заниматься. Не было ничего, даже гирь - какие-то заказывал, чтобы отлили на заводе машиностроения, какие-то ребятишки приносили. Но в течение полугода Александр Беленков и Александр Иванов на областных соревнованиях в военном училище связи впервые отличились громкими победами и выполнили нормативы кандидатов в мастера спорта. В 2001 году на областной сельской спартакиаде мы стали призерами и до сих пор из числа призеров не уходим. А ведь в то время у нас даже штанги для тренировок не было.
В 2006 году Михаил Брахнов воспитал сразу трех чемпионов России, в 2007 Игорь Стеклянников был чемпионом России, в 2008 яйские мальчишки заняли два призовых места на всероссийских соревнованиях.
Интересно, что тренер не ставит главной целью добиться рекордов любой ценой. В секцию берет всех желающих, без всяких критериев, лишь бы только было желание заниматься. И никого не принуждает. Кто-то приходит и остается надолго, кто-то уходит, но спустя некоторое время возвращается. Таким образом, по утверждению Михаила Федоровича, мальчишки спасаются от влияния улицы, дурных привычек, вырабатывают выносливость, мужество. И, как показала практика, самые сложные, хулиганистые подростки с окраин поселка, как раз и добиваются высоких результатов.
Остается, к сожалению, и такая, социальная проблема нашего времени. Тренер не расписывает никаких специальных диет для подопечных, не кормит их разными разрекламированными добавками для наращивания мышечной массы, но после тренировки мальчишки должны питательно поесть, хотя бы те продукты, что в доме найдутся. А некоторым, бывает, дома есть нечего. Они не выдерживают нагрузок и вынужденно прекращают тренировки.
Штангистам с гиревиками не сравниться!
- ПОЧЕМУ вы выбрали именно гиревой спорт? - спрашиваю тренера, - ведь он даже не олимпийский, не такой популярный, как, к примеру, штанга...
- Потому что именно гиревой спорт - самый развивающий из всех видов спорта тяжелой атлетики. Он вырабатывает выносливость, мужество. Только гиревик может легко бежать час-полтора, может хорошо прыгнуть, много раз подтянуться на перекладине. Им многие упражнения даются легко. А штангист, он больше массу тела наращивает, а организму от этого польза небольшая. Если заставить штангиста пробежаться, то он через несколько минут выдохнется.
- А на представительных международных соревнованиях наши сельские ребятишки не робеют?
- Они уверены в себе и держатся на равных. Хотя сравните крошечную Яю, само название которой многих удивляет, и такие авторитетные миллионные города, где уже давно действуют сильные школы гиревого спорта, как Москва, Омск, Тюмень, Ярославль с их неограниченными возможностями в подготовке спортсменов. Помню, в Прибалтике на международных соревнованиях, когда нужно было подписывать нашим ребятам грамоты, спрашивали, откуда мы приехали. "Поселок Яя", - говорили мы. А там немцы, для них наша "Яя" - это по-немецки "да, да". Долго тупо на нас смотрели и понять не могли, что так наш поселок называется.