ПРОБЛЕМА отношения общества к людям с ограниченными возможностями не нова. Свой подход к ее разрешению предлагает руководитель ассоциации родителей детей-инвалидов Евгений Салов.
КОГДА-ТО он, как большинство из нас? равнодушно проходил мимо инвалидов. И даже после рождения сына, которому был поставлен неутешительный диагноз ДЦП, у Евгения Львовича, по его собственному признанию, поначалу было желание убежать, спрятаться от проблемы. И только собственная трагедия, когда после тяжелой автомобильной катастрофы он потерял ногу, заставила его взглянуть на жизнь с ограничениями по-иному.
- В нашей стране много законов, защищающих инвалидов: таким людям положены пенсии, льготное лекарственное обеспечение, обеспечение средствами реабилитации... На ваш взгляд, какие проблемы еще нужно решить, чтобы инвалиды чувствовали себя свободно в нашем обществе?
- Государство возложило на себя заботу о физическом здоровье инвалидов. Это очень важно, но не достаточно. Оказывается, в Новокузнецке немало семей, которые не получают на детей пенсию по инвалидности, поскольку процесс ее оформления достаточно трудоемкий, и не каждый может пройти все этапы.
Надо помочь нашим детям социализироваться. Как правило, дети с ДЦП имеют сохранный интеллект. Чаще всего семьи с такими детьми распадаются, а мамы не в состоянии обеспечить и содержание такого ребенка, и его полноценное развитие. Реабилитация должна быть ранней и непрерывной. Если у нее, измотанной бытовыми мелочами, не получилось одно, другое, третье - женщина просто опускает руки, замыкается в себе. Тем самым для малыша смыкается, ограниченное недугом пространство.
- Что еще сегодня требуется для таких семей?
- Ттребуется много. Это и масштабная, и точечная адресная помощь человеку, который в одиночку справиться с возникшими трудностями не может. Например, к нам переехала семья из Казахстана. До оформления гражданства она не имела права ни на пенсию ребенка-инвалида, ни на льготные лекарства или ортопедические опоры. Благодаря вмешательству общественной организации, процесс оформления гражданства для ребенка удалось ускорить. В результате семья оформила все социальные выплаты, реабилитация малыша была продолжена. Приходится разрешать много сложных ситуаций со службами соцобеспечения. Оказывается, в Новокузнецке немало семей, которые не получают на детей пенсию по инвалидности, поскольку процесс ее оформления достаточно трудоемкий, и не каждый может пройти все этапы. По нашему примеру объединились родители детей больных аутизмом. Они уже приобрели дом в Кузедеево, где планируется организовать центр для реабилитации детей инвалидов.
Сейчас мы ищем пути для обучения детей, больных ДЦП. В нашем городе таких ребятишек около семисот. В Мысках, Осинниках, Междуреченске дети-инвалиды обучаются в обычных школах. В нашем городе я таких примеров не знаю. Новокузнецкая система образования не отказывается от школьников с инвалидностью, но предлагает им коррекционные школы или надомное обучение. А как можно учить ребенка жизни, ограничивая его в четырех стенах! Это все равно, что учиться плавать в пустом бассейне. Для успешной социализации кроме знаний школьной программы детям необходимо общение.
- Но ведь не меньше общения требуется и их родителям?
- Конечно. Это тоже неотъемлемая часть социализации больных детей. Пока малыш еще мал, родители имеют возможность выносить его, бывать с ним где-то. Но когда он подрастает, это становится тяжело и физически, и морально. Сейчас на базе лекотеки (помещения, оборудованного развивающими играми для детей с ограниченными возможностями) организовался клуб общения родителей, установили компьютеры, подключили Интернет, мечтаем организовать видеоконференции по обмену опытом с другими городами. Но это все равно замкнутый круг общения. Очень важно научить родителей не скрываться в своем горе, а жить полной жизнью.
Для того, что бы общество изменило отношение к инвалидам, надо показать, что они есть. Они не плохие и не хорошие, они самые обычные люди, просто кое-что у них хуже получается. Зато они уникальны в чем-то другом. Надо научиться видеть их изюминки. А для этого необходимо создать условия, в которых здоровые и больные дети могли бы нормально общаться. Когда ребятишки на детской площадке спрашивают меня почему мой сын Алеша не ходит, не разговаривает, я не говорю, что он болен, я отвечаю, что он пока не умеет этого делать. И они начинают относиться к нему не как к больному, а спокойно, на равных. Именно с таких мелочей в обществе начинает воспитываться толерантность к людям с ограниченными возможностями.
- Однако отказ от родительских комплексов, вызванных недугом ребенка, не снимает с повестки дня ограничений, связанных с отсутствием пандусов, транспорта, оборудованного подъемниками для инвалидных колясок.
- Эта сфера является прерогативой государства. Но если мы все будем сидеть по квартирам и ничего не предпринимать для изменения ситуации, она никогда и не изменится. Кому, как не нам, знать все проблемы воспитания в семье детей с ограниченными возможностями. И если мы будем молчать, то никто за нас ничего и не сделает. К примеру, в городе есть социальное такси, но его работа организована так, что у родителей детей-инвалидов нет возможности заказывать эту услугу каждый день для того, что бы обеспечить подвоз ребенка в центр на реабилитационный курс. Оно пока рассчитано на тех маломобильныъх людей, которым, к примеру, раз-два в месяц надо съездить на прием к врачу.