Примерное время чтения: 3 минуты
53

Машины дешевле делать в Китае

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40 06/10/2010

Совсем, кажется, недавно мы День машиностроителя праздновали наравне с Днем шахтера, а теперь что-то про него забыли. Последний День машиностроителя прошел совсем незаметно. Куда подевались наши заводы, станки, инженеры? Во что они превратились? Как можно было за такой короткий срок все развалить и уничтожить? В. Емельянов, Юрга

Облик машиностроительного Кузбасса за последние 20 лет очень изменился. Заводы, на которые по утрам через проходные спешили тысячи человек, стали производить штучный товар - горно-шахтное оборудование и "опустились" до обслуживания машин и механизмов с угольных предприятий. Сегодня некогда крупные заводы входят в состав крупных холдингов, специализирующихся на добыче полезных ископаемых. Это значит, что машиностроение нам сейчас нужно только в том объеме, в каком оно необходимо угольщикам.

Завод ни жив ни мертв

А массовое производство товаров общегражданского назначения, которые можно было штамповать, будь то пускатели или электромашины, умерло. В итоге оказались не нужны десятки тысяч людей, принадлежавших к настоящей армии машиностроителей. Заводы давно распродали ненужное им имущество, станки, площади. Но нельзя сказать, что они все закрыты. Как сказать, что нет больше КЭМЗа? На бумаге он есть, и туда ежедневно на работу ходят около 400 человек, хотя раньше там трудились 4,5 тыс. рабочих. Такое же положение и на остальных предприятиях. От завода "ЗЭТА" остался один небольшой цех на площадях "Токема". Юргинский завод дорожных машин после всех потрясений стал заводом "Спектра-М" и переключился на производство горно-шахтного оборудования. Какие-то заводы закрылись, но их даже никто не считал - в Кузбассе нет такой статистики. С 1990 года численность машиностроителей в Кузбассе уменьшилась в пять раз! Крупных предприятий в отрасли осталось всего одиннадцать - это те, на которых работает больше 700 человек.

Разоримся на спецовке?

Специалисты объясняют ситуацию, а по сути - коллапс машиностроения тем, что у нас невыгодно производить массовые товары. Даже затраты на одежду для рабочих, не говоря уже об энергии, на наших предприятиях в разы выше, чем в Китае. Поэтому наши могут только обслуживать машины и производить то, что везти в Кузбасс сложно и дорого - можно сказать, повезло, что машиностроение нам еще зачем-то нужно.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах