Примерное время чтения: 5 минут
229

Йети - сказка или быль?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 51 22/12/2010

Споры о существовании снежного человека в научных кругах ведутся давно, известно немало народных легенд и сказаний о таинственном существе, живущем в труднодоступных местах. Поэтому достоверно утверждать, имеет ли реальные основания рекламная кампания, развернутая вокруг горношорского йети, сложно. Мы побеседовали о кузбасском феномене с людьми, имеющими к тайге Горной Шории непосредственное отношение.

Иван БЕРКУТОВ, директор ФГУ "Шорский национальный парк":

- Район Азасской пещеры, которая в последнее время привлекает внимание гоминологов, находится на территории Шорского национального парка, т. е. на особо охраняемой природной территории, что обязывает соблюдать определенные правила. Для посещения мест предполагаемого обитания снежного человека необходимо в администрации парка в Таштаголе или непосредственно в Кабырзе приобрести входной билет. Его стоимость невелика: 20 руб. в сутки с человека и 100 руб. - за снегоход. Но это дает возможность отследить место нахождения туристов и в случае необходимости оказать им помощь. Кроме того, на кордоне Карчит, через который в этом году пролегает снегоходный маршрут, туристы могут отдохнуть, попить горячего чаю, а при необходимости за дополнительную плату и переночевать.

Петр БАРАНОВ, биолог-охотовед:

- Я увлекся охотой с 1974 года, исходил тайгу от Дальнего Востока до Урала, нигде диких людей не встречал. Одичавшие люди были, но диких не видел. Более того скажу, что в советское время за фальсификацию следов снежного человека можно было получить серьезное взыскание. Однажды Сергей Павлович Кирпичев, известный орнитолог-глухарятник, после нескольких месяцев полевых работ решил пошутить. Он вышел на берег Байкала и оставил на берегу следы босых ног, причем для большей достоверности при ходьбе он отставлял в сторону большой палец. Следы увидели, для их изучения прилетела на вертолете экспедиция. Когда вычислили, кому принадлежит след, у ученого были серьезные неприятности. Думаю, что он о той шутке вспоминал без большого удовольствия.

Александр ФЕДОТОВ, охотник (пос. Алтамаш):

- Сам я ни снежного человека, ни его следов не встречал, но мои бывшие сослуживцы из Кабырзы рассказывали, что видели в тайге нечто непонятное, странное. Надо верить, я так думаю. Другое дело, что, если у нас такой экземпляр остался, его необходимо охранять от диких туристов, а не завлекать их миллионными премиями. Вообще, неподготовленных людей в тайгу пускать нельзя. Здесь свои правила. Каждый охотник, прежде чем получить охотничий билет, сдает охотминимум. Хорошо бы подобный минимум обязать сдавать каждого, кто направляется в тайгу. Тогда бы было бы меньше и заблудившихся, и мусора, и лесных пожаров.

Василий КУРТИГЕШЕВ, охотник (пос. Спасск):

- Я в снежного человека не верю. На мой взгляд, это фантастика. Ни от отца, ни от деда я ни про каких снежных йети не слышал. Если же кому-то хочется самому в этом убедиться, я бы посоветовал в тайгу без проводника не ходить. В каждом шорском поселке можно найти человека, который мог бы помочь. Сам я хорошо знаю места в районе Спасска и прилегающую территорию Хакасии. Так что если кто-то желает, то обращайтесь, но в одиночку в горы неподготовленному человеку лучше не ходить.

Александр АРБАЧАКОВ, эколог (Усть-Кабырза):

- У шорцев никогда ни в каких легендах не было снежного человека. Его даже сложно примерно сравнить с каким-то сказочным персонажем местного эпоса. Если нужен брэнд для развития туризма, то лучше было бы, на мой взгляд, использовать шорские легенды. У каждого рода была своя священная гора, тотемное животное, священное дерево. К примеру, про священную для всех шорцев гору Каратаг есть много легенд. Шаманы к ней относятся с большим уважением. Недаром ее так называют: Кара-Таг не просто черная гора, на русский язык с шорского название "кара" можно перевести как "черная бездна". Почему бы не проложить нормальные тропы? Там и сейчас туристов хватает: гоняют на квадроциклах, колесами выдрали почти весь черничник. А ведь можно было организовать туризм так, чтобы не вредить тайге, не оскорблять национальные чувства местного населения. Если бы в свое время спросили мое мнение, я бы предложил в качестве брэнда не вымышленного йети, а местные легенды.

Кстати

В Шерегеше установили памятник семейству йети. Весной этого года на горе Зеленой уже был установлен памятник одинокому йети, он встречал гостей со сноубордом за плечами, но потом бесследно исчез. А вернулся уже с семьей. И сейчас горнолыжников встречает целое семейство снежных людей: йети-мама, йети-папа и малыш йети.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах