С весны этого года в России активно говорят о запрете никабов и хиджабов, а 66% россиян старшего возраста запрет поддерживают. Но зачем нужна эта мусульманская одежда и что о возможных нововведениях думают сами мусульмане? На эти и другие вопросы «АиФ в Кузбассе» ответил имам кемеровской мечети «Мунира» Рубин хазрат Муниров.
Традиции смешиваются
Анна Городкова, kuzbass.aif.ru: В России идет много споров про ношение никаба. Как вы считаете, в современности это обязательно? И почему в одних городах женщины, например, ходят полностью закрытые в хиджабах, а в других городах нет?
Рубин Муниров: Хаджаб и никаб очень популярно обсуждать в последнее время, но актуальности проблемы или не проблемы никаба в Кузбассе я не вижу. Я даже не понимаю, почему данный вопрос стал популярен. Понятие хиджаба — это когда мусульманка прикрывает свое тело скромной одеждой. И если хаджаб является частью вероисповедания мусульманки, то никаб — добровольное желание, как раньше было желание девушек в мире носить вуаль.
Если женщина, например, хочет надеть ту или иную одежду и это не противоречит законодательству данной местности, почему нет? Но я как не противник никаба хочу внести понимания: все эти одежды нужны, чтобы не привлекать к себе внимание посторонних людей, а если в Кемерове кто-то будет носить никаб, то это вызовет эффект наоборот — будет привлекать.
Однажды во время мероприятия в одном из вузов города Кемерово студент затронул тему интеграции иммигрантов и сказал, что в России просто надо жить по-русски. Я говорю: «Хорошо. А вот как это — по-русски? Может есть какой-то свод правил?» Мне в ответ: «Надо соблюдать русские обычаи». Я говорю: «Окей. По русским обычаям дети ходят колядовать перед Рождеством. Я живу в Кемерове уже 13 лет и ни разу не видел, чтобы колядовали. Зато Хэллоуин в моем подъезде празднуют. Следовательно, он живет по американским традициям?» Я считаю, что у нас есть понятие Конституции и законов, которые мы и должны соблюдать, а еще на частном уровне не должны забывать про слово «совесть».
Мусульмане — такая же частичка современного общества, мы не приехавшие вчера люди и не инопланетяне. Два года назад мы отмечали 1100-летие принятия ислама на территории Российской Федерации. Но в тот же момент я понимаю, что общество может по-разному воспринимать себя. Да и Кузбасс — это те люди, которые в разные периоды становления приезжали сюда и привозили частичку своего быта, формировали его, а мы, жители современного Кузбасса, формируем сейчас.
— С точки зрения Корана, от чего женщин защищает закрытая одежда?
— От похотливых взглядов. Но не только женщины должны одеваться определенным образом. Говорится, что, если мужчина увидел что-то неподобающее, он должен отводить взгляд. На то и есть разум, чтобы повернуть голову, а если я не могу, Всевышний дал глаза, которые я могу закрыть.
— Как мусульмане относятся к одежде православных, которые и шорты короткие носят, и топы без закрытых плеч? И как одеваться в мечеть?
— В шортах и майке, наверное, среднестатистический сегодняшний россиян. Моих знакомых православных женщин, соблюдающих свою религию, не видел в топиках или коротких шортах. Хотя человек в такой одежде может быть в душе мусульманином, иудеем или христианином. Но мы не можем подходить к каждому и узнавать веру, запрещать на улице ходить людям так, как они хотят. Как религиозные деятели, наверное, мы должны пробовать увещевать в разумных рамках и призывать одеваться скромнее, но никто не знает, как правильно все-таки это делать, чтоб было во благо.
В мечеть мы, конечно, рекомендуем, одеваться по-другому. Мужчина должен быть одет в футболку либо рубашку с длинными руками, без сомнительных надписей и рисунков. Низ — не обтягивающие бриджи либо штаны.
Женщина должна надевать головной убор: платок или бандану. В идеале должны быть видны только овал лица и кисти рук. Если по каким-то причинам одежда женщины не соответствует, у нас есть дежурные халатики и платки. На входе в мечеть встречает охранник-оператор, который спрашивает, куда человек пришел, и по необходимости помогает ему правильно одеться.
Где община, там и мечети и молельные дома
— Лет 10 назад в Новокузнецке отменили постройку мечети. Сейчас снова о ней заговорили. Нужны ли мечети во всех городах Кузбасса? И много ли мест в области, где мечетей еще нет?
— Для Новокузнецка строительство мечети по-прежнему актуально, потому что пока там есть только молельное помещение на рынке и небольшая мечеть на выезде из города. Представляете, вы приходите с чем-то своим, душевным, а вокруг: «Помидоры, помидоры, кому нужны помидоры?» К тому же когда все верующие приходят на праздничную пятничную молитву, они просто не помещаются в этом здании и совершают свою молитву на улице в жару или холод. Вопрос строительства компактной мечети для Новокузнецка находится у Господа, поэтому будет она когда-то или нет, одному Богу известно.
Мечети или молельные помещения в Кузбассе есть везде, где есть мусульманские общины. В деревне Теплая речка Ижморского района, например, есть мечеть 1884 года, построенная на месте старой. Значит, там была община, и люди понимали, что им нужна мечеть.
Отдельно стоящая мечеть есть в Осинниках, Новокузнецке, в Прокопьевском районе, Прокопьевске, Киселевске, Белове, Гуревске, Ленинске-Кузнецком, Кемерове, Березовском, Юргинском районе. В Зеленогорске, Топках, Тисуле, Таштаголе нет ни мечети, ни молельных домов. Если люди там захотят собираться на базе какого-то учреждения и молиться, мы предоставим им эту возможность.
— Может ли в мечеть зайти не мусульманин? Есть ли экскурсии? И как понять, что происходит во время молитвы?
— В мечеть может прийти любой, кто пришел во благо. Даже часть наших сотрудников не мусульмане. Надо сказать, что мы стараемся относиться ко всем прихожанам деликатно и не отпугнуть их.
Раньше мы проводили Дни открытых дверей, но столкнулись с большим количеством желающих посмотреть мечеть. К нам пришло 200 человек, и мы не смогли разумно справиться с ними —экскурсия занимает полтора часа. Сейчас мы пытаемся понять, как правильно это делать.
Понять, что именно происходит во время молитвы незнающему человеку, довольно-таки сложно. Все-таки нужно быть мусульманином или близким к этой религии. Мы, мусульмане, сначала стараемся опираться на Коран и на высказывание пророка Мухаммада (мир ему), формируя свое внутренне понимание жизни.
Один батюшка мне как-то сказал: «Когда некоторые женщины в церкви наседают, вы спросите, благословили ли их на наставление. Ведь если это разумная, воцерковленная женщина, она сразу замолчит. Батюшка должен ее благословить, разрешить такие наставления давать». Иногда лукавый, шайтан, сатана (неважно, как мы его назовем) очень интересно работает. Он нам говорит: «Ты же спасся, ты же уже в раю, иди и доведи других до истин, причини им счастье».
— Все ли мусульмане каждую пятницу посещают мечеть и молятся пять раз в день? У вас на сайте есть расписание намаза, где есть дополнительная молитва шурук. Зачем она нужна?
— У каждой молитвы есть свои временные рамки. Мы публикуем расписание всех молитв на месяц вперед. Фаджр — предрассветная молитва, зухр — полуденная молитва, аср — послеполуденная молитва, магриб — закатная молитва и иша — ночная молитва. Шурук — это, наоборот, то время, когда нельзя молиться, это фактический восход солнца.
Каждая молитва обязательна. Но если мы говорим о действительности, то нет безгрешных людей, нет тех, кто не пропускает молитву по тем или иным причинам. Есть понимание, как совершать молитву, если ты ее пропустил. Просто есть малые грехи, а есть большие. А если бы мы не переживали за то, что сделали что-то плохое и, например, пропустили молитву, как бы мы могли переосмыслять и менять себя в лучшую сторону?