aif.ru counter
1466

Борьба добра со злом. Сказочный мир шорцев и телеутов

Все материалы сюжета Коренные соседи

Все события в мире, по шорским и телеутским преданиям, определяют две силы: доброе божество Ульгень и злое Эрлик. Злой бог направляет на человека беды, а добрый пытается помочь.

Шорцы верили, что восходы и закаты создал Ульгень.
Шорцы верили, что восходы и закаты создал Ульгень. © / Любовь Арбачакова / Из личного архива

Корреспондент «АиФ - Кузбасс» выясняла, как появляются на страницах сказок коренных жителей Кузбасса страшные чудовища и богатыри-защитники, коварные люди и, в противовес им, простые охотники, которые в итоге добиваются справедливости. 

Откуда телеуты появились?

Национальные сказки, как правило, записывали исследователи из числа самих телеутов и шорцев. Фольклористы кропотливо собирали и обрабатывали сказочные произведения, записывая их со слов деревенских старожилов. Один из самых известных телеутских фольклористов, просветителей и этнографов – Георгий Токмашев. В 20-30-х гг. прошлого столетия он не только записал, но и перевёл на русский язык и опубликовал эпические сказания и сказки телеутов и алтайцев.

Шорский богатырь

Как выглядит шорский богатырь?
В сказках он изображён пешим, с огромным посохом. Вокруг богатыря всё золотое: обедает он за золотым столом, одежда и панцирь у него золотые. На богатыре может быть надета шапка из чернобурки, кожаные сапоги. Когда богатырь идёт, под его ногами земля продавливается. Подробных описаний внешности в сказках нет, но есть описание эмоций. Например, во время гнева «в одном глазу чёрное море бушует, в другом – белое море». В древних сказаниях богатыри борются с чудовищами, в поздних – с полчищами захватчиков. Происхождение богатырей в каждом сказании и сказке различны. Иногда богатырь рождается от богатыря-отца и продолжает его дело. Иногда ребёнок не знает, от кого он произошёл. В последнем случае родители богатыря – природа: лес, горы и т. д.

Среди записанных сказок несколько, например, посвящены князю Шуну. В них перекочевали сюжеты легенд о происхождении телеутского народа. Так, по одному из преданий, телеуты пришли в Бачаты из-за реки Иртыш. А привёл их могучий богатырь Шуни-Кайракан. Родился он от бывшего хана Кондаи и его первой жены. А от второй жены Кондаи родились три мальчика – Амыр-Сана, Темир-Сана и Колдон-Черю. Когда они выросли, то начали бороться с Шуни-Кайраканом за престол. После многих поражений Шуни-Кайракан отказался от первенства и бежал. Но с собой захватил телеутов – свой любимый народ. Оставив их в Бачатах, он обратился к русскому царю. Когда Шуни-Кайракан уходил, он оставил завет – не обижать его народ.

Забавы Ульгеня, или Легенда о том, как всё появилось на свете
Каждый шорец знает, что весь мир разделён на три земли: средняя земля, в центре которой стоит гора Мустаг («Пуп земли» - так называют её шорцы); подземный мир - земля злых духов, где хозяйничает кровожадный Эрлик; небесная земля - владения Ульгеня, там всегда светло и тепло. Благополучие людей зависит от Ульгеня. Он может многое дать людям - надо только попросить. А здоровье и сила человека зависят от Эрлика. И вот почему. Никто, конечно, этого не помнит, но все знают, что вначале не было ничего. Были только могучий Ульгень и Эрлик, тоже могучий, но всё-таки слабее Ульгеня, потому что его сила была злой, а сила Ульгеня - доброй. Соседство с Эрликом тяготило Ульгеня. Ему было скучно. Подумал Ульгень и создал небо. Бескрайнее и бездонное небо пугало своей глубиной и однообразием, и Ульгень придумал солнце. Яркое солнце осветило небо, сделав его голубым и радостным, но оно слепило и утомляло глаза. Мудрый Ульгень решил дать солнцу отдохнуть и сделал ночь. Глухая темнота опустилась на небо. Стало холодно и тревожно. «Немножко света не помешает», - подумал Ульгень и разбросал по небу искорки звёзд, а к ним добавил луну - главный источник ночного света. Творческий порыв не оставлял Ульгеня. Он сделал землю, потому что купол прекрасного неба должен был что-то покрывать. Земля у Ульгеня получилась гладкая, как стол. По гладкой поверхности земли текли спокойные реки. Тут пришёл Эрлик, решив принять участие в создании мира. «Поверхность твоей земли слишком гладкая, реки твои ленивые. Я добавлю сюда горы», - сказал он. Забрался Ульгень на самую высокую и красивую гору - Мустаг. Мир был прекрасен, но молчалив. И тогда Ульгень населил этот мир живыми существами: защебетали в травах птицы, забурлила в реках рыба, леса наполнились разным зверьём. Долго Ульгень наслаждался своим творением, пока не понял, что не хватает в мире главного - существа, похожего на него самого, на Ульгеня. Не хватает человека, для которого и создал Ульгень небо и землю, реки и горы, птиц и зверей. Хороший у творца человек получился. Красивый и сильный. Только без души. Старательный Ульгень из сил выбился, но всё без толку. Не получается душа. Тут подоспел Эрлик: «Хочешь, помогу тебе, но с условием: душа человека будет мне принадлежать. Я ею владеть буду». Ульгень было возмутился, но делать нечего - пришлось согласиться. Сорвал Эрлик стебель дягиля, полый внутри, сделал из него трубку и вдохнул в рот человека душу. С тех пор живёт в человеке душа, дающая ему способность смеяться и плакать, любить и ненавидеть. С душою человек ярче ощущает все краски мира, в котором живёт. Одно плохо. По уговору, душа человека принадлежит Эрлику, который время от времени забирает людские души в свой подземный мир. Тогда умирают люди. И никто ничего с этим поделать не может. Даже всесильный Ульгень. (Шорская легенда опубликована в книге «Легенды горы Зелёной», составитель Г.П. Калишева).

Простые герои

Любовь Арбачакова

Взаимоотношения в семье часто становятся и сюжетом шорской сказки. Часто в них появляется гонимый брат (например, младший в «Алыг Анчи» или старший в «Уш-Карак»). Или же у героя вообще может не быть семьи («Чагыс - одинокий парень», «Подур Пакен»). Сказка, как рассказала Любовь АРБАЧАКОВА, исследовательница и собирательница шорского фольклора, всегда направлена на защиту героя от гонений. Потому героями шорских сказок («ныбак») чаще всего становятся простые люди и животные. В отличие от сказаний о богатырях («алтын ныбак»). Хотя в редких исключениях в сказках героями становятся и богатыри. Например, богатырская сказка «Кара Меке».

В волшебных шорских сказках человек не обладает магическим даром. Поэтому в трудной ситуации ему доброе божество посылает помощника. Часто такими волшебными помощниками становятся животные. Помощницей (а иногда, наоборот, противницей) героя может быть также женщина. Поэтому часто женщины в сказках могут перевоплощаться (например, в змею в сказке «Охотник Мерген»). Также с женщиной всегда связан мотив любви.

На заметку
В шорских сказках и сказаниях есть три мира: верхний (Небесный мир, светлый, мир Ульгеня, Солнца и Луны); нижний (Подземный мир, тёмный, мир Эрлика, без солнца и луны, мир мёртвых) и средний мир (мир человека). В среднем мире всегда идёт борьба сил верхнего и нижнего миров.
Например, в сказке «Охотник Мерген» охотник спасает змею, запутавшуюся в пушистых ветвях кедра. Затем змея перевоплощается в прекрасную девушку, на которой и женится Мерген. В социально-бытовых сказках герою помочь некому. Поэтому ему приходится справляться своей смекалкой и умом.

«Традиционные зачины и концовки в шорских сказках обычно кратки: «Давно это было, оказывается» и т. д. В финале, как правило, сообщается о благополучной жизни героев. Часто в сказках встречаются формулы из героических сказаний. Они могут быть связаны, например, с угощением героя («Оголодавший желудок насытили, тяжёлые мысли развеяли») или со скоростью бега богатырского коня («Там, где ступала – следы есть, куда ушла – не видно)», – рассказывает Любовь Арбачакова.

Доля правды обязательна

Как отмечают исследователи национальных сказок, шорские сказки и сказания предполагают связь с действительностью. Сказки как бы сообщают нам о том, что действительно было в старину. Показывают наблюдения народа за миром людей и природы.

В волшебных и социально-бытовых сказках анализируются социальные проблемы. Описывается жизнь людей, которым приходится работать на богачей. Сами же кааны (богатые люди) ущемляют права и обижают бедняков. Поэтому герои сказок всегда делятся на бедных и богатых, добрых и злых, щедрых и жадных. В понимании шорских сказочников богатый значит злой, жадный и глупый. А бедный, наоборот, добрый и очень смекалистый. Поэтому бедняк обязательно справится с богачом, и сам разбогатеет.

Девочка и Чельбеген (шорская сказка)
Жили муж с женой, и была у них малышка-дочь по имени Айа. Однажды Айа сказала: – Мама, можно я за клюквой схожу? Мама не отпускала: – Заблудишься, доченька! – говорила. – Нет, не заблужусь! – так сказав, девочка убежала со своими подружками на болото. Шли-шли: к большому болоту пришли. Разбежались в разные стороны и стали собирать клюкву. Айа собирала-собирала и не заметила, как вечер наступил. Оглянулась, а подружек нет! Испугалась она, стала бегать, искать их. Искала-искала и наткнулась на берестяную избушку. Вошла в избушку, а там лежит людоед Чельбеген и говорит: – О, вкусный обед сегодня у меня будет! Я съем тебя, съем! Испугалась девочка, просит: – Не ешь меня, не ешь! Тебе, бездетному, доченькой стану! Обрадовался Чельбеген: – Че, тогда побаюкай! Колыбельную мне спой, – сказал. Айа стала качать колыбель, убаюкивать песней Чельбегена, а когда он уснул, выбежала из избушки. К ней подбежал зайчик: – Скорей садись на мою спину, доставлю тебя к твоим отцу с матерью! Он наклонил голову, девочка ухватилась за его ушки и взобралась к нему на спину. Как побежал заяц - только копыта стучат! Однако не так далеко убежали: Чельбеген догнал их. Догнав, зайчика съел, а девочку не тронул, в свою избу привёл, сказал: – Покачай-побаюкай! Девочка весь день качала-убаюкивала Чельбегена, он и уснул. Опять Айа на улицу выбежала. К ней лосиха спешит: – Скорей садись на мою спину, доставлю тебя к твоим отцу с матерью! Так сказав, нагнула голову лосиха, девочка ухватилась за её рога и взобралась к ней на спину. О, так помчали они, что в ушах засвистело! Довольно далеко убежали, но Чельбеген всё-таки догнал их! Догнав, лосиху съел и девочку хотел съесть, а она стала просить-умолять: – Не ешь меня, больше не убегу! Людоед не стал её есть, привёл в избушку, снова заставил качать-баюкать. Усыпив Чельбегена, девочка выскочила, к ней бычок прибежал: – Скорей садись на мою спину, доставлю тебя к твоим отцу с матерью! Наклонился, девочка взобралась на его спину, и он побежал. О, Чельбеген проснувшись, тут же погнался за ними! Когда стал их догонять, Айа колыбельную запела: – Паю-пай, Чельбеген, на мягкой травушке крепким сном усни! У Чельбегена веки стали смыкаться, он зевнул, повалился на траву и уснул. Так убаюкав его, далеко они убежали. Чельбеген же, очнувшись, опять за ними погнался. И снова Айа стала петь колыбельную. Чельбеген, на бегу засыпая, уснул крепким сном. Тем временем далеко они от него убежали… Вот так бычок доставил Айу к её отцу с матерью! Родители девочки обрадовались, бычка угостили солью и молотым талганом! Сказка опубликована в томе «Фольклор шорцев» (2010 г., составит., в обработке Л.Н. Арбачаковой).

Смотрите также:



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий
Газета Газета

Самое интересное в регионах
Роскачество