Корреспондент «АиФ – Кузбасс» выясняла, что сподвигло кемеровскую художницу писать картины на национальные мотивы малых народов Сибири.
Богатое наследие
Кемеровчанка Марина КОЛОМЕЕЦ, архитектор по образованию и художница, начала писать картины на кузбасские этнические темы около десяти лет назад, когда пережила аварию и оказалась в инвалидной коляске.
![]() |
---|
Марина Коломеец |
Долгое время девушка не могла двигаться, лежала в постели и просила одного: чтобы её снова начали слушаться руки, ведь она художница. Со временем чувствительность к рукам вернулась, и наша героиня смогла взяться за работу, как раньше.
В том же страшном для Марины 2005 году в краеведческом музее г. Таштагола ей подарили небольшую книжку с рассказами, притчами и стихами на шорском языке (с небольшим словарём в конце), после чего она полностью погрузилась в содержание и была поражена: какое богатое литературное наследие у наших предков! Тогда Коломеец начала выписывать разные книги из Таштагола, Новосибирска и Томска и всерьёз задумалась перенести образы, рождавшиеся в её голове по ходу знакомства с шорской культурой, на холст, чтобы запечатлеть историю сибирской земли. «Сами собой стали появляться рисунки, картины-иллюстрации, работы в живописи и графике. Сколько их у меня? Точное количество не назову, что-то приобретают музеи и частные коллекционеры. Музей-заповедник «Томская писаница», к примеру, приобрёл у меня 12 графических листов (открыток) из серии «Легенды Сибири» и «Элим – земля предков». Когда приходит вдохновение, моя муза, то этнические серии я с удовольствием пополняю новыми сюжетами», – рассказывает Марина Коломеец.

Страна Сибирия
12 октября в Кемеровском областном художественном колледже открылась выставка работ Марины и её супруга Константина ЭПОВА, который тоже увлечён историей шорцев и телеутов.
Графика супругов, содержащая в себе не только причудливые формы и замысловатые сюжеты, цепляющие глаз, отражает эпос, легенды и сказания малых народов Сибири, поэтичные сцены красоты края и истории древних. Темы сибирской этноархаики и современного города объединились у творцов в одну «Страну Сибирию». Этот творческий проект успешно стартовал в 2012 году в Санкт-Петербурге и «объездил» разные города нашего округа и Дальнего Востока.Марина в шутку называет свою графическую живопись «тряпкографией» (её верное название - «монотипия»), потому что мажет кусок ткани или мятую бумагу в краске и отпечатывает рисунок на холсте. Потом из оттисков рождаются конкретные образы. Так происходит соединение случайного (оттиск) и закономерного. Если художник думает о пейзажах, он и в простых пятнах видит их элементы, к примеру, поля, усеянные цветами. Марина видела этнические образы. «Конечно же, у коренного населения изменились условия жизни, появилась возможность учиться, постигать различные знания. Опираясь на этот багаж, они хотят возрождать в той или иной форме древние культурные традиции и знания об истории своего народа», – говорит Марина, стремясь помочь в этом своим творчеством.
![]() |
---|
Евгения Юманова |
Художественных изображений, которые создали бы шорские и телеутские художники, почти не осталось, поэтому кемеровчанка сама придумывает, как выглядел бы дух огня, дух воды или леса (наши предки одухотворяли всё, у них даже существовал дух очажной ямки и двери). «Иногда я смотрю на её работы и думаю, может, она действительно подключилась к нашим древним корням?» – оценивает творчество кемеровчанки член Союза художников России и педагог Кемеровского областного художественного колледжа Евгения ЮМАНОВА.
Зачем продлевать род?
Вообще же одним из основоположников темы коренных народов в живописи стал кузбасский художник Александр АНАНЬЕВ, но в поле его зрения попали алтайцы. Сам Александр Михайлович часто бывал на Алтае и делал много портретов местных жителей, которые в знак расположения и признательности дарили ему овец. В итоге у художника образовалось целое стадо (овцы плодились), над чем с удовольствием шутили кемеровские художники. Телеутов и их быт стремился запечатлеть Александр КИРЧАНОВ в 70-х годах прошлого века. Уклад коренных народов отражал вечность: они не изменяли именам, песням, быту и одежде уже многие годы. Это русские живут на территории Сибири около 400 лет, что для истории слишком мало, а тюркоязычные народы тут находятся гораздо дольше.

Также на этническую тему шорского народа пишет Эльвира СУРНИНА, с которой Евгения Юманова ездила в этом году в татарский древний город Елабугу. Каждый год там проходят симпозиумы художников постсоветсткого пространства.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть