Кемерово готовится к празднованию столетия: логотип юбилея и афиши «звёздного» концерта уже давно висят на улицах города. В преддверии праздника экскурсовод и краевед Ольга Кощеева рассказала корреспонденту «АиФ в Кузбассе» о том, что особенное и интересное можно найти в областном центре.
Кемеровский оазис
Наталья Исаева, «АиФ в Кузбассе»: Ольга, вы с 2008 года проводите экскурсии, причём начинали не с Кемерова, а с Санкт-Петербурга, работали в Финляндии, Швеции, Греции и т. д. Почему вернулись в Кемерово? Как краеведу и экскурсоводу вам здесь не тесно?
Ольга Кощеева |
Ольга Кощеева: В Кемерове моя семья, поэтому всегда знала, что вернусь. Я люблю этот город и горжусь им. Иногда слышу нелестные высказывания, что он серый и скучный, но уверена: это говорят люди, которые ни строчки не узнали о Кемерове, ни разу не гуляли по его улицам и даже не представляют, какая история стоит за башнями, зданиями, трубами… Кемерово совсем не простой город. Официально, конечно, мы 11 июня будем праздновать столетие, но ведь картограф Семён Ремизов ещё в 1698 г. отметил в своём чертеже село Щеглово. То есть неформальный возраст города – 320 лет. А Верхотомский острог поставили и того раньше, то есть областной центр даже старше Санкт-Петербурга!
И таких исторических противоречий у нашего города много. Разве при этом краеведу может быть тесно? Если прогуляться по городу, то можно найти ещё кое-что интересное. Сядьте, например, в трамвай № 3 и съездите в Кировский район. Открытия для вас будут на каждом шагу… Пустырь недалеко от остановки «Рудник». Сегодня это заброшенное место, заросшее бурьяном. А раньше был практически центр города, где кипела жизнь. Погуляйте по ул. Севастопольской, Ушакова, 40 лет Октября… Вы увидите архитектурные стили советской эпохи, настоящий городской ансамбль: сталинский ампир, классика, конструктивизм. Мы должны гордиться этой застройкой, это своеобразный «старый город». В каждом европейском городе есть такое место, куда приходят туристы. И у нас тоже такой «оазис» есть, но его почему-то недооценивают.
– Вы говорите о том, что в Кемерове можно найти что-то финское, греческое, американское… Чем же похож областной центр на Финляндию или Швецию? Что в нём греческого или американского?
– На Швецию и Финляндию в первую очередь Кемерово похож своей северной природой, обилием снега и простым отношением к жизни. Американское и голландское – это, конечно, индустриальная колония «АИК-Кузбасс». Пройдитесь по правобережной части Кемерова в районе Рудника, где в 1920-е гг. творил голландский архитектор Иоханес ван Лохем, и увидите Голландию: старая школа на ул. Абызова, «дома-колбасы» и т. д. Колонны на башне главпочтамта или у входа в администрацию города – вот вам Греция. Капители этих колонн – вот вам Италия. Нужно просто внимательно присмотреться к нашему городу!
Экскурсоводы нарасхват
– Вы проводите для горожан обзорные экскурсии, водите в Кировский район. Есть в Кемерове ещё театральные прогулки, прогулки дорогами индустриализации… Насколько вообще интересны экскурсии кемеровчанам?
– Экскурсии и история города интересны, и успех проекта «Внутри и снаружи» (организатор – «Кот да Винчи») тому подтверждение. Причём приходят не только кемеровчане. Люди приезжают специально из Белова, Ленинска-Кузнецкого и других кузбасских городов. Особенно любят экскурсии краеведа и журналиста Владимира Сухацкого. К нему часто приезжают из других городов, потому что знают, что время проведут с пользой. Максим Гончаренко на трамвае № 3 возит экскурсантов в Кировский район – заслушаешься, что рассказывает! Группы всегда набираются, пешеходные обычно 20-30 человек, автобусные – может быть и до 50 человек. Иногда люди задают уточняющие вопросы, но чаще всего (особенно пожилые) начинают сами вспоминать какие-то детали и рассказывать. Например, где они гуляли с девушкой по набережной в молодости, в какой ресторан ходили и т. д. Мне запомнилась зимняя автобусная экскурсия с ветеранами. Мы катались по городу три часа, и я ни разу не замолчала. Хотя, по сути, наш город можно проехать за полтора часа, только остановки могут растянуть время.
Чем Кемерово удивит Европу?
– Что вы показываете на экскурсиях кроме Кировского района? Приезжают к нам вообще туристы? И как вы боретесь с расстояниями, когда от одного памятника до другого приходится ехать на автобусе?
– На экскурсиях, например, всегда показываю ул. Арочную и площадь Пушкина. Прошлой осенью, кстати, недалеко от сквера Орбита оголилась брусчатая мостовая. Теперь своих экскурсантов всегда вожу к этому месту. Но жаль, что ещё мостовую никак не огородили. Некоторые камни уже выбиты паркующимися машинами. Это печально видеть, потому что старинные мостовые – это привлекательно и для туристов, и для горожан! Их нужно сохранять. Вообще, в центре города у нас много всего интересного. Я, например, очень люблю памятник рабочему во дворе углового дома по ул. Арочной. А ещё четыре дома, которые строили по проекту Эрнста Мая (1-я половина 30-х гг.), на пересечении Арочной и Красной – пример архитектуры конструктивизма.
Из других регионов туристы приезжают, но не так часто, как хотелось бы. Есть, например, запрос у томичей, новосибирцев, красноярцев. Свои города они уже изучили, им хочется посмотреть что-то новое. Но проблема в том, что если они обращаются в туристические компании, то их обычно везут только по музеям, а качественный туристический продукт гораздо шире, чем даже самая замечательная экскурсия по музею. Это кафе, галереи, граффити, мостовые, парки, концерты, магазины и много чего ещё. Конечно, «Красная Горка» – хороший музей, но им искушённого туриста не удивишь. И по отношению к объектам культурного наследия мы уступаем Томску. Но вот древние мостовые показывать можно было бы… Разбитый асфальт, особенно на пешеходных зонах, очень мешает. Тот же пр. Ленина не проехать на велосипеде. Или взять Кировский район… Там проще гулять зимой, когда грязь застыла и скрыта под снегом. Но хочу отметить, что всё-таки город у нас удобный. Центр компактно расположен, и летом на велосипеде его можно хорошо исследовать.
– Недавно в Кемерове прошла «стратегическая сессия» о перспективах туризма в регионе. Много говорили о Шерегеше, чебулинских динозаврах, «Томской писанице». А какой туристический потенциал у Кемерова? Когда всё-таки сюда поедут туристы? У нас же нет пещеры, в которой вырос Зевс, куда вы водили туристов на острове Крит, но по всему городу стоят пингвины, собачки и слоники…
– Как правило, большая часть наших «туристов» – это командировочные. Чтобы к нам ехали настоящие туристы, нужно придумать что-то необычное. Например, пускать на заводы, на шахты, на ГРЭС, то есть предложить что-то уникальное. У нас есть чем занять туриста, но ненадолго. Пока Кемерово – это всё-таки город, куда можно приехать на один день, а не на три, как положено для настоящего туристического центра. Малые формы на улицах города не помешают, если они сделаны со вкусом. Мне, например, с эстетической точки зрения нравятся «Эмоции сна» в «Парке Чудес». Но слонёнок или металлические деревья на набережной мне совершенно непонятны… Их хотелось бы поменьше, а больше искусства. Например, в Стокгольме в «старом городе» тоже много малых форм, но они сделаны со вкусом. Например, есть малюсенький памятник мальчику, смотрящему на Луну. У него голова размером с монету, но ему вяжут шарфики туристы со всего мира. Эти шарфики потом разбирают на сувениры и вяжут новые. Знаю, что сейчас работают над тем, чтобы привлечь в город китайских и европейских туристов. Нужно понимать, что европейцы очень искушённые люди. В Кузбасс они приедут разве что зимой в Шерегеш. А китайцев привлекает что-то известное, раскрученное. Таких туристов нужно сильно замотивировать. Например, можно попробовать индустриальный туризм: привести туристов на «Кокс» или ГРЭС… Или, например, открыть музей в давно закрытом заводе! В том же Кировском районе таких много! Они просто стоят и разваливаются. Хотя ими можно было бы поразить. Всё остальное вряд ли удивит. У нас вообще много говорят о том, что нужно менять восприятие Кузбасса как угольного, промышленного региона, поэтому стараются уходить от индустриальной природы и доказать, что мы не только шахтёрский край. А я бы, наоборот, строила туристическую политику именно на индустриальном туризме.