Когда появилось кино, сказали, что театр умрет; когда появилось телевидение, сказали, что кино умрет; когда появился Интернет, сказали, что умрет телевидение. Однако все они теперь живы вместе. Но сегодня театр поставлен в условия выживания. Спектакли должны собирать кассу, чтобы кормить артистов. Им нужна реклама, нужно ставить развлекательные спектакли, чтобы народ шел в театр.
Театралы хотят жизни?
С другой стороны, в наше ускорившееся, компьютеризированное время хочется живого общения с актером, хочется пищи для ума и сердца.
Так переродится ли театр в какое‑то другое искусство, например, в интермедии или шоу-программы, или и наши дети смогут увидеть на сцене произведения Шекспира, Пушкина, Чехова? Все эти вопросы были подняты гостями проекта «Тотальная словофобия» — театральными деятелями Кемерова и зрителями. Священник отец Сергий, бывший актер, высказал мнение, что театр — это игра, которая вовлекает человека в игру воображения, заставляя представлять многообразные миры, изображенные на сцене. Также высказал опасение, что 21 век в театре проходит под знаком смерти. Многие выдающиеся спектакли направлены на раскрытие именно этой темы. Такое положение опасно для людей, попавших под сильное энергетическое влияние искусства. «В этом смысле театр умирает, — продолжает мысль, обращенную к театралам, священнослужитель. — Вы должны определиться: вы за смерть или за жизнь?»
На спектакли нужно ходить
Организаторы «Тотальной словофобии» подчеркнули, что смысл проекта не в поиске конкретного ответа, да и ни один из выступавших не посмел поставить театру смертельный диагноз, но опасения остаются у всех.
Сменит ли театр личину, пойдет ли по коммерческим рельсам, станет ли развлечением для элиты — этого мы не знаем. Однако ходить в театр и водить туда своих детей — наш посильный вклад в сохранение жизни этого замечательного искусства.