В 15 лет Лидия Цуканова неожиданно для себя и мамы-фельдшера поступила в Горьковское театральное училище (сейчас – Нижний Новгород. - Прим. ред.), прочитав на вступительных басню «Ворона и лисица» и отрывок из «Русских женщин» Н. Некрасова. На экзаменах же и познакомилась с молодым человеком, Женей Шокиным, ещё не подозревая, что повстречала не только мужа, с которым рука об руку пройдёт всю жизнь, но и партнёра по сцене, с которым до сих пор вместе играет в «Поминальной молитве» Г. Горина, «Беккете» С. Беккета, «В тени виноградника» В. Мухарьямова.
– Когда мы стали старше, мы стали больше вместе играть. Раньше у нас амплуа были разные: он характерный артист, а я лирическая героиня. Даже слухи ходили, что я жена Аркадия Дахненко или Виктора Мирошниченко, которые были моими партнёрами. Всем режиссёрам смешно, когда мы с Женей на сцене начинаем спорить. Мы ругаемся на полном серьёзе, а все вокруг стоят и смеются, – рассказывает актриса.
Театр не поспевает
В Кемерово артисты приехали по приглашению режиссёра Бориса Соловьёва, с которым работали когда-то в закрытом городе Арзамасе-16. В Кузбассе Лидия Цуканова сыграла почти весь мировой репертуар - от шекспировских страстей Дездемоны и Гертруды до пронзительной домашней лиричности военной темы в спектакле «Живы будем – свидимся» по прозе кемеровского писателя Владимира Мазаева. Здесь же актриса получила звание заслуженной, а потом народной.
Сегодня Лидия Николаевна открыта для новых театральных экспериментов, ведь театр должен откликаться и на вызовы современности. Например, совсем недавно на спектакле «Поминальная молитва» люди стали активно реагировать на сцены, где украинцы громят своих соседей евреев и где говорится о революции в Киеве. Неожиданно для театра пьеса выстрелила сегодняшней злободневной темой.
– Театр – это всё равно трибуна, школа жизни, – рассуждает Лидия Цуканова. – На одних комедиях действительно ничего не почувствуешь. Видите ли, драматурги не пишут так быстро хорошие пьесы на то, что сейчас происходит: что на Украине война, что 200 человек в самолёте разбились. В драмтеатре есть Звёздный зал, Малая сцена, где пытаются экспериментировать, но ведь у нас и публика другая, в отличие от московской или даже новосибирской, более консервативная. К нашим сложнее пробиться с чем-то новым.
Один из любимых спектаклей Лидии Цукановой сегодня – «Беккет» по пьесе абсурдиста Сэмюэля Беккета – играют не так часто: зал не набирается. Но те, кто приходит, всегда остаются с полной головой мыслей и новых ощущений. Полубезумная Мэй в исполнении актрисы, отсчитывающая шаги по холодной белой палате, пробуждает в нас все подсознательные страхи, главный из которых – одиночество. На фоне идущего времени, жизни, эпохи.
На улице узнают
Сколько семья Шокина и Цукановой ни пыталась уехать из Кузбасса, в последний момент что-то случалось и приходилось остаться. Не отпускал город. Теперь Кемерово стал для актёров вторым родным городом, после Горького. А Кемеровский областной театр драмы – вторым домом, если не первым. Здесь дочь Василиса трудится над спектаклями как театральный художник, а внучка Устинья в своё время уже в два года дебютировала на сцене театра в спектакле «Гибель поэта», где дедушка играл самого Пушкина.
– Театр в моей жизни – главное, – говорит Лидия Николаевна. – Может быть, из-за этого не всегда я уделяла должное внимание быту. Он у нас, строго говоря, не организован: квартира недоремонтированная, дача недостроенная. Всё в процессе.
27 ноября – был бенефис актрисы. Лидия Николаевна вышла на сцену Кемеровского театра драмы в роли немецкой мамаши, жаждущей поженить безалаберного сынка. Что из этого получится, расскажет комедия «Без меня меня женили» по пьесе Франца Крёца.