В этом году организаторы решили сделать фестиваль неконкурсным, но отметить наиболее удачные актёрские работы. Действительно, было бы сложно сравнивать, например, кукольный спектакль «Василий Тёркин», гротескно представляющий поэму Твардовского, и масштабный, костюмированный музыкальный спектакль «Продажная любовь» по знаменитой «Пышке» Мопассана. Разные жанры, разные подходы, разные техники.
Классика – в фаворитах
«Фестиваль – это срез нашей театральной жизни. Не всегда он положительный, но всегда показательный», – отмечает директор Кемеровского театра для детей и молодёжи Григорий Забавин. Каким же фестиваль оказался в этом году? Пока театральный мир России бушует скандалами на религиозной (новосибирская опера «Тангейзер») или политико-административной (московский «Театр.doc») почве, в Кузбассе всё чинно и благородно. По крайней мере, в официальной части фестиваля. Классика – Ф. Достоевский, Л. Толстой, Т. Уильямс – по-прежнему занимает лидирующие позиции. Люди с восторгом принимают хорошо знакомые, проверенные временем истории и авторов.
А если спектакль ещё и качественно поставлен, то цены ему нет. Как, например, «Записки из Мёртвого дома» Кемеровского театра драмы по сибирской острожной повести Фёдора Достоевского. Страсть и исступление, с которыми играют артисты, раскрывают все грани русского характера – он и пьяница, и страдалец, и любит до смерти и сам убить может. Нам или всё, или ничего. А потому от любви до каторги полшага.
«Тема каторги – одна из важных в русской литературе. Из зрителей, которые сидят в зале, мало найдётся людей, прочитавших повесть. Сейчас театр – единственный в России институт, способный знакомить, с тем, что было, с русской литературой. Если театр этого не сделает, этого не сделает никто и никогда. А люди должны знать историю», – поделилась своим мнением Татьяна Тихоновец, приглашённый театральный критик и театровед, на которую спектакль произвёл сильное впечатление.
Гога из Мариинска
Отдельной строкой в фестивальной афише стоял спектакль мариинского театра «Жёлтое окошко», который впервые принимал участие в «Кузбассе театральном». Художественный руководитель и душа театра – Пётр Зубарев, объездивший уже кучу фестивалей, выступавший с гастролями в Лондоне, привёз в Кемерово свой новый моноспектакль «Бозон Хиггса, или Трудно быть Гогой». Это размышления человека, который обнаруживает в себе целую Вселенную и понимает, как же не просто Творцу руководить своими созданиями. Довольно простая история подкупает невероятной искренностью исполнения и такой редкой сегодня в театре чертой как доброта.
Подростки – в соцсетях, 30-летние – в кедах
Можно подумать, что сибирская провинция сохраняет патриархальный театральный уклад и не подвержена бурям актуальных, острых постановок. Но это не совсем так. Внепрограммная афиша фестиваля включила как раз всё то, что прославляет Кузбасс на театральных фестивалях по всей России, и то, что является острой реакцией на современность.
Это и резкие «Кеды» Кемеровского драмтеатра о трёх 25-30-летних ребятах, которые потерялись в жизни. Это молодые люди с высшим образованием и духовными ценностями, они слушают Рахманинова, цитируют Омара Хаяма, ищут нирвану в природе. Но они не знают, чего хотят. Они не хотят работать, потому что «зарабатывать и бухать на заработанные – это пошлость», их угнетает рутина и обыватели. Они боятся ответственности и любви.
Но не подготовленному современному зрителю такое вторжение в личное пространство скорее неприятно. Скорее всего, на то и рассчитывал режиссёр. А финал спектакля – уж совсем не для слабонервных. Кстати, театр Прокопьевска выгодно выделяется на театральном фоне области. Новые формы (документальные спектакли), эксперименты, творческая свобода, прочный актёрский ансамбль, да и элементарно – у артистов поставленные голоса, их всегда слышно.
На «Кузбассе театральном» были и детские спектакли, и кукольные, и музыкальные, и даже пластическая постановка пьесы Жана Кокто. Фестиваль прошёл успешно, при постоянных аншлагах, но довольно ровно. Он, как и всегда, стал показательным. У театров есть две стороны: парадная – для кассы и начальства, и теневая – для фестивалей и ценителей. Но финальный судья всё равно зритель. Так что сходите и посмотрите – для вас работают 10 профессиональных театров области и ещё больше театров-студий. Есть из чего выбрать.