В конце февраля православные вспоминали равноапостольного Кирилла, создавшего вместе со своим братом Мефодием русский алфавит и славянскую пиьсменность. Кирилл заведовал патриаршей библиотекой и преподавал философию в византийской столице. «АиФ в Кузбассе» решил поговорить с диаконом Кемеровской епархии Вячеславом Ланским о том, какой стала современная церковь и как ей помогает наука.
У чуда своя цена
Анна Городкова, kuzbass.aif.ru: Отец Вячеслав, какие современные технологии церковь применяет и чем ей помогает наука?
Вячеслав Ланский: Религия и наука — это не враги. Однако далеко не все современные технологии могут найти полезное применение в церковной действительности, потому что цели и задачи научных исследований и сути христианства могут не совпадать. Наука — о жизни физической, религия — о жизни духовной и её влиянии на физическую сферу.
Молитва — это не совершение ритуала для получения ощутимого результата. Её нельзя измерить точными приборами и просчитать алгоритмическими схемами. Обычно следствием правильной молитвы становится процесс внутренних изменений: стремление жить, исходя из соображений безусловной любви, проявляемое во взаимоотношениях с близкими. Вряд ли на это может повлиять электронный подсвечник или вероучительный терминал.
А вот средства коммуникаций нашли свою нишу в сфере религий. Особенно ярко это проявилось в период «ковидной дистанционки», когда трансляция по телевидению или в Интернете были единственной возможностью принять участие в общем богослужении Праздника праздников — Светлого Христова Воскресения. А в сфере образования, в том числе и религиозного, онлайн-технологии уже стали обыденной реальностью. Можно даже заказать поминовение на богослужении дистанционно.
— Некоторые люди придерживаются всех постов, особенно пожилые. Но если здоровье не очень (или это ребёнок), нужно ли соблюдение постов?
— Ориентиром для постящегося стал строгий монастырский устав. С одной стороны, это справедливо — нужно задавать себе наиболее высокие ориентиры и планки. С другой, совершенно невозможно представить, чтобы начинающий спортсмен пришёл в спортзал и с ходу пожал «соточку» от груди.
Пост — это индивидуальный инструмент, который может быть адаптирован под уровень и состояние конкретной личности. Любой рост — это процесс, имеющий свои этапы и законы. Так и здесь: погружаясь в глубины поста, очень легко получить травму, когда тяжёлый гриф прижмёт парящий дух к прозаичным реалиям земного бытия.
— Почему церковь не боится микробов и заразы, причащаясь одной ложечкой? Как в целом вы пережили ковидные ограничения, когда и в масках к иконе не приложиться, и службы запрещали?
— Это был непростой период. Мы проводили очень много разъяснительной работы среди священнослужителей и мирян о необходимости соблюдения мер предосторожности. Здесь ведь маска не сохраняла её носителя от заразы, а снижала риск того, что человек станет причиной болезни окружающих. Можно сказать, это самая настоящая христианская дилемма.
Кстати, в то время мы использовали одноразовые ложки для причащения людей. Ведь не давать повода ищущим повода — нормально, особенно если на другой чаше весов находится возможность собираться вокруг Евхаристии на Литургии в храме.
Я уже 15 лет служу в сане диакона. И в мои обязанности входит потребление Святых Даров, которые остаются после Литургии. Кажется, я должен получить такой букет бактерий и инфекций, но… регулярная диспансеризация подтверждает, что этого не происходит. Вера — это серьёзная сила. Она помогает не только не заразиться во время причастия, но и стать причастником чуда: победить бесплодие, исцелиться от тяжкой болезни. Но надо понимать, что у чуда есть своя цена и ответственность — менять свою жизнь на принципах любви.
Религия и наука идут вместе
— Если родитель отдаст ребёнка в воскресную школу, не помешает ли ему это в будущем стать генетиком или другим учёным?
— Это один из расхожих советских штампов о верующих людях. Порой он имеет место быть, но обычно к действительности отношения не имеет. Генетику создал Грегор Иоганн Мендель — чешско-австрийский биолог-генетик, монах-августинец, аббат.
Христианство нуждается не в слепом принятии, а в осознанном выборе конкретного человека. Тогда религия становится эффективным инструментом изменения и личности, и общества, а не ритуалом для того, чтобы казаться себе классным, или обезболивающего для совести, действие которого весьма ограниченно.
Не каждый может стать великим учёным. Но на это влияет точно не воскресная школа.
— Крестят ли в церкви детей, рождённых методом ЭКО?
— Таких детей мы, безусловно, крестим. А отношение к вопросу сложное: можно ли назвать убийством уничтожение оплодотворённых яйцеклеток? Сегодня продолжается разработка развёрнутой церковной позиции по этому вопросу.
Существует ещё и мистическая часть. Есть такая сила, как Промысл Божий. И порой некоторые обстоятельства жизни могут иметь далеко идущие последствия. Например, направить свою любовь по отношению к тем, кто ею в силу обстоятельств обделён, — сирот. Но это нелёгкий выбор.
— Как церковь относится к агностикам, которые мыслят более научно?
— Я не могу сказать, что агностики мыслят более научно. С тем, что они носят другое мировоззрение, — вполне согласен. Но как измерить степень научности мышления каждого? А если среди них есть искренние верующие?
К тем людям, которые мыслят не так, как я, отношусь с уважением. Мне интересен ход их размышлений. Интересно общаться с ними и стремиться понять их философскую концепцию. Да и вообще, у меня нет цели сделать каждого человека верующим. Как я могу влиять на его выбор? Но я могу быть открытым и общительным, через это показывая как свою мировоззренческую систему, так и давая людям конкретный пример стремления жить по-христиански, со всеми плюсами и минусами этого образа жизни.