«Золотой век» в Кузбассе уже был?
Было ли в 71-летней истории Кузбасса время, которое можно назвать «золотым веком», или оно ещё впереди? А может, мы именно сейчас переживаем расцвет области? Историки, которым мы задали этот вопрос, назвали несколько исторических периодов, которые могут считаться золотыми.
Успешные 60-е
– Первая спонтанная ассоциация, которая приходит в голову в связи с «золотым веком» в Кузбассе, – это постсталинский период, 60-е годы – время, наполненное оптимизмом, романтикой, энтузиазмом, период грандиозного строительства и больших дел. Представьте себе множество молодых людей, которые получили образование, приехали на новую территорию, где начали заниматься конкретным и важным делом. Таким периодом, например, в истории Новокузнецка было время строительства Запсиба. Взаимодействие, подкрепляемое успехами, давало людям не только материальную выгоду, но и духовное удовлетворение, т. к. им было интересно здесь жить. Это настроение в 60-е гг. было мировым трендом, а в Новокузнецке, в частности, союзный оптимизм и романтика были представлены в наиболее концентрированной и законченной форме», – рассуждает доцент кафедры истории Сиб ГИУ, политолог Юрий ПУСТОВОЙТ.
Его коллега Елена МАКАРЧЕВА, кандидат исторических наук, и. о. заведующего кафедрой истории НФИ КемГУ, поддерживает эту точку зрения: «Предвоенные и военные годы для всей страны были трудными, Кузбасс не исключение. А в 50-е у людей возникло ощущение, что жить стало легче. Беспросветная бытовая безнадёга начала отступать, люди стали переезжать из бараков в благоустроенные дома и могли думать уже и о том, что развивает ум и душу. Наряду с крупными промышленными стройками (Запсиб, ГРЭС в Калтане и Мысках, шахты и разрезы) действительно большие средства вкладывались в благоустройство. Населённые пункты Кемеровской области наконец-то стали походить на настоящие города. Открывались театры, дома культуры, в Кемерове начала работать телестудия, в Новокузнецке – планетарий». По её мнению, одна из примет «золотого века» – направление миграционных потоков: до середины 1970-х вектор миграции был направлен в Кузбасс. Поначалу народ прибывал за счёт массовых оргнаборов, а в конце 50-х гг. люди уже ехали сюда по своей воле. Их привлекало ощущение перспективы, рассказы родственников и друзей, получивших достойную работу на шахте или заводе, стабильную зарплату, квартиру и др. блага. Ведь промышленные предприятия обеспечивали в регионе весь нормативный для советского времени набор социальных благ: детские сады, школы, пионерлагеря, дома отдыха. А к 70-м гг. регион «насытился» приезжими, многие здесь не укоренились, начался постепенный отток людей из Кузбасса. «На мой взгляд, восприятие именно этого периода как «золотого века» таит в себе некую идеологическую опасность. Это выражение вполне определённой тенденции рассматривать индустриальный сектор как залог нашего успеха и призывать к его возрождению и новому росту. Однако разница в том, что в те времена вложения в индустрию были условием развития региона, а сейчас – только его эксплуатации», – считает историк.
Свободные 90-е
По мнению наших собеседников, было бы заблуждением связывать «золотой век» лишь с промышленным подъёмом. Золотым временем возможностей для кузбассовцев был конец 80-х – начало 90-х гг. прошлого века. «Выражаясь языком нынешней молодёжи, тогда началась «движуха». Причём её инициатором выступал Кузбасс: здесь начались забастовки шахтёров, сюда через неделю после их начала приехал весь состав правительства, здесь возникла идея свободной экономической зоны. Люди жили с ощущением того, что можно что-то делать в разных сферах, не только в промышленности. Бартер, импортные товары, кооперативы… В образовании, например, возникли частные школы, негосударственные вузы, гимназии, лицеи. Другое дело, что возможности были в том числе и негативные, ведь в это время расцвёл криминал. Тем не менее от тех лет осталось ощущение, что мы делаем жизнь сами, ощущение свободы, которой раньше не было», – говорит Елена Макарчева. Она признаётся, что, возможно, такое ощущение периода 90-х гг. у неё потому, что эти годы совпали с её юностью. Т. е. каждое поколение связывает «золотой век» со своей молодостью, а если личные воспоминания подкрепляются объективными историческими событиями, то эти годы имеют право называться золотыми.
Спокойный девятнадцатый
Доцент кафедры истории НФИ КемГУ, кандидат философских наук Ирина БАСАЛАЕВА считает, что поискать идеальное время в истории региона стоит задолго до указа об образовании Кемеровской области в 1943 г. «В древнегреческой мифологии понятие «золотой век» описано примерно так: люди живут счастливо, не работают, нет болезней, нет смерти, нет ощущения времени, это жизнь по правилам, заданным богами. Если брать за основу эту трактовку, то «золотым» для Кузбасса было XIX столетие, – полагает доцент. – Тихо, чисто, спокойно (постоянные набеги кочевников остались уже в прошлом), красиво, воздух прозрачный, полноводные реки, богатые леса, устоявшаяся, размеренная жизнь».
Это только пришлые, внешние для Кузнецкой земли люди описывали её как глухое захолустье, где «даже собаки настолько ленивы, что не лают». Так отзывались о Кузнецке приезжие, заражённые «столичным вирусом», которых, кстати, сюда никто не звал. Это был взгляд со стороны. У людей, которые здесь жили, точка зрения была, видимо, иной. Достаточно почитать летопись И. Конюхова, чтобы увидеть, с каким достоинством её автор относился к тому, что он житель Кузнецка.
XXI век – золотой?
А как оценивают современные кузбассовцы жизнь в регионе? Ответ на этот вопрос дают многочисленные рейтинги. Например, в конце декабря Кемеровская область попала на второе место рейтинга социального самочувствия, составленного Фондом развития гражданского общества. По данным опроса, кузбассовцы довольны положением дел и властью. Тогда можно и нынешнее время назвать золотым?