...Чья душа мата жаждет?
П. Митрофанов, Кемерово
Современный драматург Марина Палей, премьера пьесы которой («Long Distance, или Славянский акцент») недавно состоялась в Театре для детей и молодежи, считает, что вопрос выбора эстетических средств в произведении – не такой простой. «Уместность или неуместность эстетических средств – это океан для споров (где обсценная лексика, равно как сцены секса и насилия, лишь капля), однако и в этом сложнейшем вопросе есть просвет. Подспорьем в оценке уместности может послужить хрестоматийная фраза Набокова, написанная, в связи с нападками на «Лолиту»: порнография и эротика различаются между собой УСТРЕМЛЕНИЕМ и ОТНОШЕНИЕМ автора».
Автор должен исходить из критериев уместности и целесообразности использования ненормативной лексики. При этом Марина Палей добавляет, что «существует исполинский корпус современных художественных продуктов (в частности, литературных текстов), «матнесодержащих» (мат-free), очень ловко сооруженных с технической точки зрения, безупречных с точки зрения формальной грамотности и не имеющих в своем составе ни одного эритроцита авторской крови».
По мнению кандидата филологических наук Евгения Евпака, ненормативная лексика должна оставаться табуированной: «Театр всегда был культурным институтом, куда приходили в особом наряде. Посещение театра – это праздник души, там мы прикасаемся к мастерству слова, художника. А если этот художник пропагандирует нам какие-то бранные слова, которые мы и так можем услышать на улице, то к свету культуры он нас не приведет».