27 августа празднуется День шахтёра. Это повод вспомнить, как добывали уголь в Кузбассе. В Кемерове есть музей-заповедник «Красная горка», который построен рядом с тем местом, где рудознатец Волков в 1721 г. обнаружил месторождение угля. Его «изюминка» - в шахте. Спустившись под землю в импровизированную шахту, попадаешь в реалистичную обстановку угольного забоя и видишь, как добывали «чёрное золото» сто лет назад.
Кто такой саночник, за что коню установили памятник и чем освещали забои в прошлом веке – в фотоленте kuzbass.aif.ru
Обувь шахтёров не меняется многие десятилетия. Для места, где много воды и электричества, лучше резиновых сапог ещё ничего не придумали.
Изначально использовали масляные лампы. Безопасные электрические изобрели в конце XIX в., но в Сибирь они пришли в XX веке.
Современные лампы оснащены не только осветительным прибором, но и счётчиком метана.
Второй обязательный прибор при спуске в шахту – самоспасатель. По сути это противогаз разового использования, на случай аварии. При ходьбе запаса кислорода хватает на 50 минут, а если сидеть и ждать горноспасателей, то на 5 часов.
В начале ХХ в. забойщик (крайний слева) рубил уголь киркой. Кузбассовцы называют инструмент кайлой – это слово пришло с Донбасса. Справа от него – отгребщик, он работает лопатой.
В XIX - начале XX в. в шахте трудились саночники (или тягальщики). Они перевозили отбитый уголь до разгрузки – в среднем 150 метров. Гружёные санки весили около 300 кг. За десятичасовую смену работник перетаскивал около 10 тонн – в согнутом положении или на четвереньках.
В более крупных шахтах работу саночника выполняла лошадь. В сопровождении коногона она перевозила по 3-7 вагонеток за раз до места разгрузки. Лошади не просто работали в шахте, они там жили.
В 1930-1950-х гг. уголь стали добывать с помощью отбойного молотка. С ним началось знаменитое стахановское движение и ставились фантастические рекорды: один забойщик мог за смену нарубить 900 тонн угля.
Конь Рубин вышел из забоя кемеровской шахты «Северная» 3 декабря 1972 г. и стал последней лошадью в СССР, которая работала в шахте.
На гербах большинства кузбасских городов есть что-то «угольное»: чёрный цвет, орудия труда или сам уголь.
На разрезах уголь грузят в самосвалы. Этот самосвал в «Красной горке» называют «БелАЗёнком». Его грузоподъёмность около 30 тонн, тогда как современные машины перевозят в среднем 240 тонн. Есть и рекордсмен 450-тонник на разрезе «Черниговском», способный вместить 15 музейных «малышей».
Обувь шахтёров не меняется многие десятилетия. Для места, где много воды и электричества, лучше резиновых сапог ещё ничего не придумали.
Изначально использовали масляные лампы. Безопасные электрические изобрели в конце XIX в., но в Сибирь они пришли в XX веке.
Современные лампы оснащены не только осветительным прибором, но и счётчиком метана.
Второй обязательный прибор при спуске в шахту – самоспасатель. По сути это противогаз разового использования, на случай аварии. При ходьбе запаса кислорода хватает на 50 минут, а если сидеть и ждать горноспасателей, то на 5 часов.
В начале ХХ в. забойщик (крайний слева) рубил уголь киркой. Кузбассовцы называют инструмент кайлой – это слово пришло с Донбасса. Справа от него – отгребщик, он работает лопатой.
В XIX - начале XX в. в шахте трудились саночники (или тягальщики). Они перевозили отбитый уголь до разгрузки – в среднем 150 метров. Гружёные санки весили около 300 кг. За десятичасовую смену работник перетаскивал около 10 тонн – в согнутом положении или на четвереньках.
В более крупных шахтах работу саночника выполняла лошадь. В сопровождении коногона она перевозила по 3-7 вагонеток за раз до места разгрузки. Лошади не просто работали в шахте, они там жили.
В 1930-1950-х гг. уголь стали добывать с помощью отбойного молотка. С ним началось знаменитое стахановское движение и ставились фантастические рекорды: один забойщик мог за смену нарубить 900 тонн угля.
Конь Рубин вышел из забоя кемеровской шахты «Северная» 3 декабря 1972 г. и стал последней лошадью в СССР, которая работала в шахте.
На гербах большинства кузбасских городов есть что-то «угольное»: чёрный цвет, орудия труда или сам уголь.
На разрезах уголь грузят в самосвалы. Этот самосвал в «Красной горке» называют «БелАЗёнком». Его грузоподъёмность около 30 тонн, тогда как современные машины перевозят в среднем 240 тонн. Есть и рекордсмен 450-тонник на разрезе «Черниговском», способный вместить 15 музейных «малышей».
|
Самые интересные статьи АиФ в Viber – быстро, бесплатно и без рекламы
|