238
Выставка шахты сто лет назад в музее «Красная горка»
27 августа празднуется День шахтёра. Это повод вспомнить, как добывали уголь в Кузбассе. В Кемерове есть музей-заповедник «Красная горка», который построен рядом с тем местом, где рудознатец Волков в 1721 г. обнаружил месторождение угля. Его «изюминка» - в шахте. Спустившись под землю в импровизированную шахту, попадаешь в реалистичную обстановку угольного забоя и видишь, как добывали «чёрное золото» сто лет назад.
Кто такой саночник, за что коню установили памятник и чем освещали забои в прошлом веке – в фотоленте kuzbass.aif.ru
Обувь шахтёров не меняется многие десятилетия. Для места, где много воды и электричества, лучше резиновых сапог ещё ничего не придумали.
© АиФ / Анна Иванова
Изначально использовали масляные лампы. Безопасные электрические изобрели в конце XIX в., но в Сибирь они пришли в XX веке.
© АиФ / Анна Иванова
Современные лампы оснащены не только осветительным прибором, но и счётчиком метана.
© АиФ / Анна Иванова
Второй обязательный прибор при спуске в шахту – самоспасатель. По сути это противогаз разового использования, на случай аварии. При ходьбе запаса кислорода хватает на 50 минут, а если сидеть и ждать горноспасателей, то на 5 часов.
© АиФ / Анна Иванова
В начале ХХ в. забойщик (крайний слева) рубил уголь киркой. Кузбассовцы называют инструмент кайлой – это слово пришло с Донбасса. Справа от него – отгребщик, он работает лопатой.
© АиФ / Анна Иванова
В XIX - начале XX в. в шахте трудились саночники (или тягальщики). Они перевозили отбитый уголь до разгрузки – в среднем 150 метров. Гружёные санки весили около 300 кг. За десятичасовую смену работник перетаскивал около 10 тонн – в согнутом положении или на четвереньках.
© АиФ / Анна Иванова
В более крупных шахтах работу саночника выполняла лошадь. В сопровождении коногона она перевозила по 3-7 вагонеток за раз до места разгрузки. Лошади не просто работали в шахте, они там жили.
© АиФ / Анна Иванова
В 1930-1950-х гг. уголь стали добывать с помощью отбойного молотка. С ним началось знаменитое стахановское движение и ставились фантастические рекорды: один забойщик мог за смену нарубить 900 тонн угля.
© АиФ / Анна Иванова
Конь Рубин вышел из забоя кемеровской шахты «Северная» 3 декабря 1972 г. и стал последней лошадью в СССР, которая работала в шахте.
© АиФ / Анна Иванова
На гербах большинства кузбасских городов есть что-то «угольное»: чёрный цвет, орудия труда или сам уголь.
© АиФ / Анна Иванова
На разрезах уголь грузят в самосвалы. Этот самосвал в «Красной горке» называют «БелАЗёнком». Его грузоподъёмность около 30 тонн, тогда как современные машины перевозят в среднем 240 тонн. Есть и рекордсмен 450-тонник на разрезе «Черниговском», способный вместить 15 музейных «малышей».
© АиФ / Анна Иванова
Обувь шахтёров не меняется многие десятилетия. Для места, где много воды и электричества, лучше резиновых сапог ещё ничего не придумали.
© АиФ / Анна Иванова
Изначально использовали масляные лампы. Безопасные электрические изобрели в конце XIX в., но в Сибирь они пришли в XX веке.
© АиФ / Анна Иванова
Современные лампы оснащены не только осветительным прибором, но и счётчиком метана.
© АиФ / Анна Иванова
Второй обязательный прибор при спуске в шахту – самоспасатель. По сути это противогаз разового использования, на случай аварии. При ходьбе запаса кислорода хватает на 50 минут, а если сидеть и ждать горноспасателей, то на 5 часов.
© АиФ / Анна Иванова
В начале ХХ в. забойщик (крайний слева) рубил уголь киркой. Кузбассовцы называют инструмент кайлой – это слово пришло с Донбасса. Справа от него – отгребщик, он работает лопатой.
© АиФ / Анна Иванова
В XIX - начале XX в. в шахте трудились саночники (или тягальщики). Они перевозили отбитый уголь до разгрузки – в среднем 150 метров. Гружёные санки весили около 300 кг. За десятичасовую смену работник перетаскивал около 10 тонн – в согнутом положении или на четвереньках.
© АиФ / Анна Иванова
В более крупных шахтах работу саночника выполняла лошадь. В сопровождении коногона она перевозила по 3-7 вагонеток за раз до места разгрузки. Лошади не просто работали в шахте, они там жили.
© АиФ / Анна Иванова
В 1930-1950-х гг. уголь стали добывать с помощью отбойного молотка. С ним началось знаменитое стахановское движение и ставились фантастические рекорды: один забойщик мог за смену нарубить 900 тонн угля.
© АиФ / Анна Иванова
Конь Рубин вышел из забоя кемеровской шахты «Северная» 3 декабря 1972 г. и стал последней лошадью в СССР, которая работала в шахте.
© АиФ / Анна Иванова
На гербах большинства кузбасских городов есть что-то «угольное»: чёрный цвет, орудия труда или сам уголь.
© АиФ / Анна Иванова
На разрезах уголь грузят в самосвалы. Этот самосвал в «Красной горке» называют «БелАЗёнком». Его грузоподъёмность около 30 тонн, тогда как современные машины перевозят в среднем 240 тонн. Есть и рекордсмен 450-тонник на разрезе «Черниговском», способный вместить 15 музейных «малышей».
© АиФ / Анна Иванова
Также вам может быть интересно
-
Кадры и дороги. Эксперты назвали главные проблемы угольщиков в Кузбассе
-
Оценили риски. В Кузбассе не будут закрывать опасные шахты
-
Блуждающие дома. Сколько жителей Кузбасса живёт над шахтными выработками?
-
Династия Смирновых: 300 лет на одной шахте
-
Добываем уголь и выращиваем яблоки. Как живёт одна из династий «Распадской»
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть