О том, какие проблемы здоровья кузбассовцев поможет решить приказ Минздравсоцразвития, вступивший в силу с 1 января 2012 года, и какие «подводные камни» видят специалисты в новом регламенте, рассказал доктор медицинских наук, профессор, директор НИИ комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний Василий ЗАХАРЕНКОВ.
Приказ без списка
– До сих пор мы работали по приказу, изданному еще в 1996 году, в котором была масса недостатков. На протяжении многих лет наш институт отправлял свои предложения в Министерство здравоохранения и главному профпатологу страны по улучшению и дополнению данного приказа. Потому отрадно видеть, что часть их при составлении нового документа была учтена – расширены перечни вредных и опасных производственных факторов и видов работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры, позволяющие следить за состоянием здоровья рабочих и вовремя предупреждать тяжелые заболевания. Правда, на данный момент получилась некая несогласованность: приказ уже в силу вступил, а новый список профзаболеваний еще не утвержден, есть только его проект. И чтобы не терять времени, мы поступаем так: проводим диагностику и обследование пациентов, но диагнозы ставим лишь предварительные. Минздравсоцразвития обещает, что в ближайшее время этот список будет утвержден.
Кроме того, увеличилось количество врачей-специалистов, заключение которых обязательно при проведении профосмотров. Добавились нарколог, психиатр, а для отдельных категорий – онколог, уролог, стоматолог, аллерголог. И здесь встает новая проблема (причем она особо ощутима в таких небольших городах, как Осинники, Калтан, Мыски) – недостаточно врачей данных специальностей. Большинство из них работают в стационарах, где получают определенные надбавки к основному окладу, например, за дежурства. Работая только на профосмотрах, врач будет получать копейки. Кроме того, сегодня специалист занят на профосмотре, а завтра, возможно, их не будет. Врач же не может работать только несколько месяцев в году!
Нужен посредник
– В новой редакции закона изменился и механизм контроля за профзаболеваниями со стороны работодателя. А это тоже вызывает определенные опасения. Список работников, подлежащих регулярному профосмотру, подает работодатель непосредственно в медицинское учреждение, которое и будет проводить этот осмотр. Раньше этот процесс контролировался Роспотребнадзором, и работодатель не мог скрыть больного сотрудника или сотрудника, который работает на опасном участке и нуждается в регулярном контроле состояния здоровья. При отсутствии контроля это становится возможным.
Вынужден заметить, что есть ряд работодателей, которые, выкачивая максимальную прибыль из производства, варварски используют и здоровье рабочих. А социальная защита и материальное возмещение лицам, пострадавшим на производстве, и инвалидам ложится не на работодателя, у которого человек здоровье потерял, а в основном объеме – на плечи государства.
Что поставит точку в споре?
– Есть и другая сторона проблемы: люди боятся обследования, т. к. может выявиться заболевание, по причине которого их отстранят от работы, поэтому сами идут на то, чтобы утаить от врача симптомы (получается, что сами рабочие в этом вопросе становятся союзниками работодателя. – Прим. ред.). Новый закон должен уменьшить эти страхи. Хотя список заболеваний, при которых имеются противопоказания к работе во вредных и опасных производственных условиях, и расширился, однако они расписаны более детально, и признать нетрудоспособным человека можно только при наличии тяжелой формы заболевания. Скажем, раньше в списке был просто диагноз «ишемическая болезнь», а стадия ее не указана. Теперь же конкретно расписаны формы ишемии: только при наличии сердечной недостаточности работник становится нетрудоспособным, а в остальных случаях ему назначается лечение, диспансерное наблюдение – те меры, которые позволят сохранить здоровье работника как можно дольше. И он сам будет решать, работать ли ему дальше на своем месте.
Эта точность поможет врачебной комиссии принимать решение в спорных случаях. Например, катаракта может быть вызвана как вредными условиями труда, так и возрастными изменениями хрусталика. В списке же четко указаны вредные факторы, способные вызвать развитие профессиональной катаракты, например, лазерное излучение. Если есть наличие этого фактора на рабочем месте, то она диагностируется как профзаболевание.
При устройстве на работу ужесточились и критерии предварительного медицинского осмотра с учетом вредных условий конкретного производства и профессии.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть