Лишь во второй половине января в центральных и северо-западных регионах России установилась присущая этому месяцу морозная погода. Похолодание, впрочем, тоже может быть аномальным.
Непредсказуемый холод
Средняя декабрьская температура в Москве оказалась выше климатической нормы на шесть градусов. На некоторых реках и озёрах центральных регионов страны лёд, на который не страшно было бы выйти, появился только в январе: тёплые воздушные массы с Атлантики всё же уступили место арктическим антициклонам. Из Мурманска в сторону Балтики засобирался «на работу» и самый большой в мире атомный ледокол «50 лет Победы». Как пояснил Андрей Смирнов, заместитель гендиректора ФГУП «Росатомфлот» госкорпорации «Росатом» по эксплуатации флота, он понадобится в Финском заливе. В прошлом году помощи на Балтике у «Росатомфлота» запросил «Росморпорт»: для проводки судов в непривычно сложной ледовой обстановке в Финский залив впервые в истории завели атомный ледокол «Вайгач».
Он пришёл на Балтику 26 февраля, а к 16 марта должен был вернуться в порт приписки Мурманск. Но из-за тяжёлых льдов его работу в Финском заливе продлевали несколько раз, вплоть до 10 апреля. В основном услуги ледокола тогда требовались для сопровождения супертанкеров с нефтепродуктами из порта Приморск.В некоторые дни количество судов - танкеров и сухогрузов, ожидавших проводки, - было больше полутора сотен. Всего за время работы на Балтике в прошлом году «Вайгач» освободил из ледового плена и провёл более 250 судов.
В этом году поработать в Финском заливе предстоит другому ледоколу, он в некотором смысле возвращается в родные пенаты. Атомоход «50 лет Победы» строился на Балтийском заводе, на воду его спустили 29 декабря 1993 года, но завершить строительство сразу не смогли - финансирование было приостановлено. Возобновили работу в 2003 году, 1 февраля 2007 года ледокол вышел в Финский залив на ходовые испытания, 11 апреля самый большой в мире атомный ледокол пришёл в порт приписки Мурманск. Расчётная максимальная толщина льда, которую он должен преодолевать на постоянном ходу, - 2,8 метра. Его силовая энергетическая установка состоит из двух реакторов. Максимальная мощность «движка» - 75 тысяч лошадиных сил. Это, кстати, в два раза больше, чем у самого мощного дизель-электрического ледокола из «прописанных» на Балтике.
Место работы - Севморпуть
«Выход атомохода из порта приписки Мурманск был запланирован на 24-25 января, - рассказал А. Смирнов. - Подготовка идёт своим чередом. После небольших ходовых испытаний ледокол будет полностью готов к переходу и возьмёт курс на Балтику». На всякий случай атомоход для работы в Финском заливе «забронирован» согласно договору на 100 дней.
Между тем, как рассказал Андрей Смирнов, лёд в этом году становился необычно долго и по основному месту работы атомных ледоколов - на Северном морском пути, в западной его части: «На западе довольно резкое отклонение от нормы, но чем ближе к востоку, тем тяжелее». Трудная ледовая обстановка, например, в Карском море.
Кстати, 19 января из Мурманска в Арктику, на морской участок Севморпути отправился атомный ледокол «Россия».
Атомоход идёт на дежурство, чтобы обеспечить проводку нескольких теплоходов Мурманского морского пароходства в сторону Дудинки. Примерно с середины февраля «Россия» понадобится в направлении порта Витино. Сейчас в районе самой Дудинки работает атомный ледокол «Вайгач» (на смену из Мурманска выходит атомоход «Таймыр»). Ещё один атомный ледокол - «Ямал» - 23 января встал в док на ремонт.
Всего в состав атомного флота России - принадлежит предприятию «Росатомфлот» госкорпорации «Росатом» - входят четыре двухреакторных ледокола («Россия», «Советский Союз», «Ямал», «50 лет Победы»), два однореакторных мелкоосадочных ледокола «Таймыр» и «Вайгач», а также атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть».