Примерное время чтения: 5 минут
142

Свои проблемы делают чужими

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31. Аргументы и факты - Кузбасс 01/08/2012

В. Семенов, г. Ленинск-Кузнецкий.

Угрожал взорвать полдома…

Непосредственный участник событий, прокурор города Белово Сергей ШАДЕЕВ пояснил, что «теракт» вырос из семейного конфликта. Вечером 22 июля 42-летний беловчанин, выпив и приняв наркотики, закрылся в своей квартире, не пускал туда жену и сына-подростка, а потом – и полицейских. Утром 23 июля он позвонил в приемную областной прокуратуры, сообщил, что взорвет баллон с газом, если кто-либо попробует взломать дверь.

– Из квартиры шел дым, люди видели, как хозяин поджигает на балконе что-то. На тот момент угроза представлялась реальной, – рассказывает Сергей Шадеев. – Я выехал туда, все оставалось по-прежнему: сотрудники полиции не рисковали применять силу. Мы договорились, что я один войду в квартиру побеседовать с возмутителем спокойствия. Стало легче, когда понял, что ситуация не такая критическая, как представил ее хозяин. Угрозы взорвать полдома были обманом: мужчина развел на полу кухни костер, чтобы шел дым, и поджег на балконе баллон из-под дезодоранта – создавал видимость опасности. Я убедил мужчину сдаться, потом мы вышли из квартиры. «Террорист» написал объяснение в прокуратуре и прошел обследование в городском психоневрологическом диспансере. Медики нашли у него отклонения в психике. Сейчас мужчина находится на лечении в психиатрической больнице.

Шахиды попадались и у нас

По данным полицейских и ФСБ, террористов и терактов в полном смысле этих слов в Кузбассе не было, т.е. никто еще не пытался угрозами давить на власть или международные организации. Но были случаи задержания направленных в регион посланцев от террористических организаций. В 2003 году сотрудники областного управления ФСБ задержали в Новокузнецке шахидку-смертницу из Чечни и ее сообщников, которые, по оперативной информации, готовились взорвать местный вокзал. Еще одного посланца с Кавказа задержали в 2010 году в Полысаево. За 23-летним (на тот момент) уроженцем Республики Ингушетия, участником группировки «Джамаат», в Кузбассе тянулся кровавый след.

ФАКТ
Серьезный опыт ведения переговоров с террористами есть у губернатора области Амана Тулеева. В его биографии пять таких случаев. Первый случай произошел в Москве в середине 90-х: Аман Гумирович предложил поменять себя на заложников.

В последнем случае, при захвате банка в Ленинске-Кузнецком, губернатор вел переговоры с преступником в «зоне поражения» с риском погибнуть.

«Проявления террористического характера» (по определению правоохранителей) случаются в Кузбассе периодически. Самые известные из них – захват рейсового автобуса с пассажирами в Новокузнецке в 1978 году. Схожие случаи – захват рейсового автобуса и захват водителя такси – произошли в Кемерове в 1995 и в 2001 году. В 2007 году в ИК-4 Таштагольского района заключенные решили устроить побег и захватили заложников, были жертвы. В том же году в Новокузнецке сотрудник милиции пытался взорвать собственную квартиру. Один из последних нашумевших «террористических явлений» – захват заложников в здании «УРСА Банка» в Ленинске-Кузнецком в 2009 году. Мужчина угрожал пистолетом и взрывным устройством. Команда на штурм была отдана спустя три с лишним часа после захвата, когда стало ясно, что договориться не получится – нервы у террориста сдавали. В результате преступника застрелили, заложников освободили. Взрывное устройство на поверку оказалось муляжом, но пистолет был боевой.

Психология террора

Другие случаи (хотя жизни людей угрожала реальная опасность) похожи на пьяный дебош или публичную истерику. В 2008 году кемеровчанин взял в заложники своего двухмесячного сына. В 2011 году заложницей стала пятилетняя девочка – ее жизнь дядя-наркоман обменял на 200 рублей. В Новокузнецке в этом году сожитель закрыл молодую женщину и ее отца в доме, обещая учинить расправу. А в Кемерове мужчина, угрожая публичным самосожжением, требовал от представителей власти разобраться в причинах его увольнения.

– Все зависит от мотивов и целей, которых хочет добиться преступник, – говорит Ольга ЧЕКАННИКОВА, старший офицер по связям с общественностью областного управления ФСБ. – Если это политические или религиозные мотивы и конечная цель – подорвать устои общества, напугать, заставить принять какие-либо политические решения, то это терроризм. Террористами можно назвать задержанную в Новокузнецке женщину-смертницу и парня, которого задержали в Полысаево. Они ничего не успели сделать, но у них были определенные цели, а за их спинами стояли определенные организации. А вот «бытовые террористы» решают свои личные проблемы, но от этого они не менее опасны.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах