Когда жизнь пострадавших от стихии войдёт в привычное русло и что успели сделать ликвидаторы последствий землетрясения, спустя два месяца после ЧП мы спросили у заместителя губернатора по ЖКХ Анатолия ЛАЗАРЕВА.
Ущерб оценили не сразу
Е. Б.: – Анатолий Анатольевич, скажите, почему в какой-то момент размер ущерба, нанесённого землетрясением в Кузбассе, резко изменился со 150 млн до 1,7 млрд рублей? Это перестраховка или сначала не были ясны истинные масштабы беды?
А. Л.: – Первое заседание областной комиссии прошло всего через полтора часа после землетрясения. На тот момент ещё не было точных данных о масштабах последствий. Мы лишь предварительно оценили ущерб, полагая, что разрушения были небольшими (около 5 тыс. печных труб, трещины в стенах и потолках). Позже, когда мы получили результаты обследования домов, выяснилось, что серьёзный ремонт требуется 3059 домам и нескольким соцобъектам, а 115 домов вообще нужно сносить. Тогда сумма ущерба выросла до 1,7 млрд.
Е. Б.: – Как быстро пострадавшие начали получать денежные компенсации? И не было ли эксцессов при регистрации пострадавших?
А. Л.: – Люди, в чьих домах были мелкие повреждения, начали получать материальную помощь практически сразу: по 5 тыс. рублей из областного бюджета получили 7255 человек. Также администрация области подготовила для правительства сразу несколько пакетов документов на компенсацию из федерального бюджета, чтобы обеспечить помощь людям, серьёзно пострадавшим от землетрясения, выдачу жилищных сертификатов, а также ремонт и восстановление пострадавших социальных объектов. По двум первым направлениям материальную помощь от 10 до 100 тыс. получат около 2 тыс. семей, также будет выдано 217 жилищных сертификатов. Эксцессы были: например, когда выдавали матпомощь по 5 тыс. рублей, некоторые предпочитали деньги потратить на другие нужды. Им, конечно, объясняли, что эти средства для ремонта домов, но дошло не до всех. Когда подняли вопрос о переселении людей из аварийного жилья, сразу же появилось немало желающих прописаться в тех квартирах. Но комиссия тесно работает с УФМС, паспортными столами, так что поток жилищных экспроприаторов быстро иссяк.
Дома построят к декабрю
Е. Б.: – Кто оказал наибольшую помощь администрации в ликвидации последствий землетрясения, как социальных, так и материальных?
А. Л.: – Все угольные компании, а также предприятия («Кузбассразрезуголь», «Белон», предприятия «СДС» и «Стройсервиса», «РЖД»), чьи работники оказались в числе пострадавших от землетрясения, по мере возможности помогают в ликвидации последствий техникой и рабочей силой, выделяют своим работникам материальную помощь. Например, «Кузбассразрезуголь» на эти цели направил более 300 млн. рублей.
Е. Б.: – На какой стадии теперь находится решение проблемы: сколько компенсаций осталось выделить, сколько домов снести, и сколько людей переселить?
А. Л.: – Завершаем снос домов, их было 115 аварийных домов. Работа непростая – нужно не только снести здание, но и полностью расчистить территорию. Мы завершим её к 20 августа. Ещё идёт ремонт в тех домах, которые незначительно пострадали от землетрясения: пока из 2059 домов отремонтировано более 1800. В оставшихся домах завершим ремонт к осени. Одновременно на нескольких площадках строители возводят дома для жителей Белово и Беловского района, которые вынуждены были переселиться из своих жилищ. Таких семей пока 217. Квартир строится чуть больше, 300, и уже до декабря люди смогут получить от них ключи. Кроме того, люди имеют возможность купить уже готовое жильё по сертификату. Документы на возмещение материальных затрат региона на восстановление объектов социальной сферы сейчас в правительстве на рассмотрении.