Примерное время чтения: 5 минут
926

Можно ли было избежать ЧП? В Кузбассе разбился самолёт с парашютистами

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 25. АиФ в Кузбассе №25 23/06/2021

19 июня близ села Журавлёво (на границе с Новосибирской областью) разбился двухмоторный самолёт L-410. На борту было 19 человек, четверо погибли.

Подробности трагедии выясняли наши корреспонденты.

«Прощание, удар, кувырки»

«Было отличное утро, которое началось с зарядки; кофе девчонкам, тренировка отцепки, запись во взлёт. Как всегда, душевная семейная обстановка аэродрома. Девятый взлёт, 19 числа примерно в 10.00 стоял перед взлётом на линии осмотра и получал инструктаж по всем параметрам безопасности», - описывает на своей странице в соцсети обстановку перед полётом выживший при крушении парашютист Дмитрий Степанов. Действительно, погода была тёплая, безветренная, на небе ни облачка. У L-410 это был пятый вылет с утра.

Но уже при взлёте отказал правый двигатель. Командир экипажа сообщил об этом и принял решение вернуться на аэродром. Однако при развороте самолёт, задев крону деревьев крылом, упал на землю - такую версию сообщили в пресс-службе Западно-Сибирского СУ на транспорте СК России.

О том, что происходило внутри, рассказал парашютист: «Летим медленно, набирая высоту. Высота 100, смотрю на пилота, он явно держит ситуацию под контролем, паники нет. Разворот в сторону аэродрома, сильный правый крен, страх, выходим из него, и снова отпускает на пару секунд. Высота 50, ещё один правый крен, отказ второго двигателя (как я понял), очень быстрое приближение к земле, прощание, удар, кувырки». После столкновения он ползком выбрался из самолёта. Видел, как некоторые пытаются помочь остальным. Попытался встать, но не смог.

Экипаж и пассажиры

На борту было 19 человек: два члена экипажа, два инструктора и 15 спортсменов-парашютистов. Это был тренировочный полёт. Аэродром «Танай» известен как парашютная школа с мировым именем. Инструкторы, как на подбор, заслуженные спортсмены. Здесь регулярно проходят соревнования высокого уровня. Так, на начало июля намечен чемпионат России по купольному пилотированию, на август - крупнейшее мировое событие - мундиаль по парашютному спорту.

Погибли два опытных инструктора: мастер спорта по парашютному спорту Вячеслав Новгородцев, за плечами которого было 6000 прыжков, и Алексей Рыбальченко - также опытный спортсмен, установивший несколько региональных рекордов.

В числе погибших и два члена экипажа - Александр Шейкин и Евгений Никитин. По словам директора Центрального сибирского парашютного клуба Андрея Барабаша, пилоты были опытными лётчиками: «Один был уже практически на пенсии, второй был инструктором в военном училище, имел достаточно большой налёт».

15 пострадавших спортсменов доставили в больницы Ленинска-Кузнецкого и Кемерова. По данным СМИ, в их числе кузбасский угольный миллиардер Тимур Франк, арбитражный управляющий ИТЭК Александр Фурман, муниципальный депутат из Новосибирской области Александр Фрилинг. Как сообщается на странице аэродрома «Танай», на утро 21 июня пятеро спортсменов уже выписаны из больницы, остальные находятся в стабильном состоянии различной степени тяжести.

32 года - не рухлядь?

После катастрофы пользователи соцсетей стали писать о том, что у любителей экстрима состояние самолёта вызывало страх, настолько он был старым. «Когда я прыгал с парашютом, больше боялся не прыжка, а самолёта», - прокомментировал один из них. К слову, компания активно рекламирует прыжки в тандеме с инструктором по цене от 11 тыс. руб.

Разбившийся L-410 проработал 32 года. Автомобиль с таким сроком использования считается рухлядью. К самолётам другие требования? «Понятия «старый» или «новый» фактически нет, а есть понятие «летучий» или «нелетучий». Поэтому 32 года для такой техники - не возраст, успешно летают и на более старых машинах. Здесь главное - внимательно следить за техникой, вовремя и грамотно её обслуживать», - объясняет бортовой оператор Павел Глушко.

По его словам, отказ одного из двигателей - угроза серьёзная, но не смертельная. На одном двигателе можно продолжить взлёт и набрать безопасную высоту, а затем произвести удачную посадку. Экипажи обучают таким навыкам ещё в училище.

«Судя по имеющейся скудной информации, экипаж пытался выполнить такую про­цедуру, но потерял скорость и в результате свалился на крыло и врезался в землю. При отказе двигателя в идеале нужно тут же прекратить взлёт и, не меняя курса, произвести посадку. Но это только в том случае, если прямо по курсу у вас есть подготовленная площадка. По-видимому, в этой ситуации впереди не было условий, гарантирующих безопасную посадку, и экипаж принял единственное решение - вернуться на аэродром. Разворот в таких условиях - риск, и здесь уже большую роль играют мастерство и опыт.

Пилоты были достаточно опытными: один из них лётчик-инструктор, другой - с большим опытом и налётом часов», - рассуждает эксперт.

По его мнению, одной из причин могло быть и то, что самолёт был заправлен и загружен под завязку и выходил за рамки предельной посадочной массы. «Пока точно говорить о причинах рано. Вполне возможно, что это неудачное стечение нескольких факторов», - резюмирует Павел Глушко.

В причинах крушения уже начали разбираться следователи. По словам официального представителя ведомства Светланы Петренко, СК России возбудил уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного статьёй «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта». На месте происшествия работают и криминалисты из центрального аппарата.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах