Что делать? Не попадаться на удочку – смотреть, что покупаем и почем.
Мука в мешке
«Отправила мужа в магазин за сахаром, а он принес домой мешок с мукой, заплатив за него «сахарную» цену».
«Купила в супермаркете яблоки и уже на выходе обнаружила, что ценник на упаковке на нектарин. Вернулась, мне вежливо вернули переплату, извинились за ошибку. Но какая может быть ошибка? Я специально прошлась до витрины, просмотрела яблоки в корзине, они все были упакованы с такими ценниками!»
«Покупал семечки стоимостью 30 рублей, а на кассе сказали, что они стоят уже 40 рублей. Мол, цена вчерашняя, ценники перебить не успели. Это что получается, за сутки семечки в цене подскочили на 33%?! Может, мы зря нефтяные компании ругаем? Может, это не они инфляцию раскручивают, а производители семечек?»
Подобных историй от читателей «АиФ в Кузбассе» можно приводить несметное количество. И все они из одной сферы – торговли, а точнее сказать, из супермаркетов.
«В супермаркетах есть множество самых разных способов заставить покупателя отдать «лишние» деньги, – говорит экс-директор одного из таких магазинов Татьяна ЕРЕМЕЕВА. – Самый распространенный – когда на ценнике указывается одна цена, а на кассе – совсем другая. Конечно, можно говорить о человеческом факторе, что это просто работники торгового зала не успевают вовремя сменить все бумажки, что происходят технические сбои и прочее. Но, что интересно, когда я работала директором в одном из таких магазинов, я, как руководитель, пыталась решить эту проблему, но у меня этого не получилось. Оказалось, что оператор, который «забивает» цены в кассы, мне не подчиняется. Он подотчетен только главному руководству, которое может находиться в совсем другом городе. Вообще, с каждым должностным лицом руководство компании работает индивидуально. Естественно, что на мои замечания оператор не реагировал и мер не принимал. Я не могу утверждать, что ему были даны специальные указания сверху в этой части, но подозрения такие появились».
Не стоит забывать и про такие ухищрения, как расположение товара на полке. Обычно магазину принадлежит только здание, а полки в нём раскупают поставщики. Естественно, что самые удобные и доступные для покупателя (на уровне глаз) достаются наиболее платёжеспособным поставщикам, но это не значит, что их качество лучше. Важно также расположение товаров на полке относительно ценников. Так, Владимир Иванов купил в одном супермаркете бутылку спиртного. Выбирал тщательно, сравнивал все ценники, а на кассе всё равно оказалось, что взял напиток в два раза (!) дороже предполагаемой цены. Просто напиток оказался с почти такой же этикеткой, но с прибавлением к названию слова «Люкс». Ценники тоже отличались только этим словом, но написано оно было таким мелким шрифтом, что невооруженным глазом прочитать было невозможно. Более того, бутылки с более дешёвым напитком на прилавке не наблюдались визуально вообще, они стояли у самой стенки за люксовым вариантом!
Товар с душком
В Роспотребнадзор регулярно поступают жалобы от покупателей на качество реализуемой в супермаркетах продукции. Больше всего обращений по этому поводу (девять обращений за 8 месяцев 2013 года) зарегистрировано на магазины системы «Чибис» («Система РегионМарт»), многие из жалоб подтвердились. Все заявления – от кемеровчан. Люди жалуются на продукцию с истёкшим сроком годности, гнилые фрукты, нарушение температурных режимов и даже на наличие тараканов в магазине.
Про операции с просроченной продукцией в СМИ сказано уже много, и сейчас любой здравомыслящий покупатель знает, что, если хочешь купить свежий товар, никогда не бери его с края полки – только в самом конце, у стены. Такое расположение продуктов (товар с заканчивающимся сроком годности поближе к покупателю, а свежий – подальше) нарушением не является и считается простым маркетинговым ходом. Но, по-видимому, он слабо помогает, т. к. руководство магазинов вынуждено прибегать к другим ухищрениям как законного, так и незаконного характера. В некоторых супермаркетах, например, как рассказывает продавец Евгения Полянская, собственных сотрудников заставляют брать под зарплату продукты, срок годности которых истекает уже на следующий день. Также такая продукция уходит на приготовление блюд в местной столовой, где питаются те же сотрудники, и в цехи переработки, где из продуктов делают салаты для продажи.
«Почти каждый товар поступает в магазин со своим штрихкодом уже от производителя, – говорит Татьяна Еремеева. – Но часто в магазинах ставят на их место свои «ляпки», где дата изготовления другая указана или вместо нее – дата упаковки. Зачастую не совпадает даже вес. Это грубейшее нарушение, но присутствует оно во многих магазинах».
Испортиться продукт может в магазине не только из-за того, что он просрочен, но ещё и из-за неправильного хранения. «По правилам на каждой витрине с молочными, мясными продуктами должен быть градусник и правила хранения, чтобы вся информация была доведена до покупателя. У каждой витрины свой температурный режим, но он далеко не всегда соблюдается. Когда я работала директором, все градусники лежали у меня в кабинете и выкладывались только перед проверкой. Потом их убирали. Т. о., на бумаге все в порядке, а на деле… Не удивляйтесь, если купленный однажды йогурт будет непросроченным по дате изготовления, но покрыт плесенью».
Кнутом и пряником
Как действовать покупателю в каждой отдельной ситуации – решать самому. Очевидно, что, заходя в супермаркет, нельзя думать, что там заботятся в первую очередь о вас. В первую очередь коммерсанты думают о своей прибыли. «Поэтому нужно быть предельно внимательным и вчитываться в каждый ценник, в каждую упаковку, – советует Татьяна Еремеева. – Это зачастую отнимает много сил и времени, но эффективно. Если же случилось недоразумение, я лично пытаюсь решить его миром. Обычно это получается. Если к продавцу подходишь с улыбкой и объясняешь ему проблему, он идет навстречу. Особенно это важно, если вы постоянный покупатель. Лично на моей практике острых конфликтов не возникало, но если это произошло, тогда уже путь только один – в соответствующие органы».
Мнения
Ирина АНТОНОВА, начальник отдела надзора по гигиене питания Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области:
– Если вы заметили в магазине нарушения при хранении и реализации пищевых продуктов, отсутствие ценников, продукцию с истёкшим сроком годности, необходимо потребовать книгу жалоб и предложений, сделать запись по данным фактам и написать жалобу в Управление Роспотребнадзора по Кемеровской области для принятия мер в отношении торгового предприятия. Сделать это можно посредством Интернета на сайте Роспотребнадзора или лично, придя в Управление, находящееся по адресу: пр. Кузнецкий, 24. В жалобе необходимо указать адрес предприятия, город и суть нарушения, желательно контактный телефон и адрес. Конфиденциальность ваших данных мы гарантируем.
При этом стоит помнить, что в Роспотребнадзор следует обращаться только по фактам, касающимся соблюдения санитарного законодательства или защиты прав потребителя в магазинах. Если вы столкнулись с нарушениями законодательства этого плана на рынке, это уже сфера деятельности ветеринарной службы.
«Они знают, что не правы»
– Случается, что я покупаю в супермаркетах некачественные продукты, но это происходит из-за моей невнимательности. Иногда элементарно не хватает времени, чтобы посмотреть на срок годности или качество товара. Вот и получается, что либо сыр купил с плесенью, либо молоко прокисшее. Если есть возможность, то я всегда возвращаюсь в магазин и предъявляю вместе с товарным чеком свои претензии. Сотрудники супермаркета заведомо знают, что не правы, что они нарушают правила торговли, поэтому без лишних разговоров меняют товар или возвращают деньги. Я считаю, что заставить бизнесменов уважать покупателей сможет только ужесточение законов. Вот, например, за нарушение правил дорожного движения штрафы увеличили существенно – водители и пешеходы стали меньше нарушать. Так и в торговле нужно рублём наказывать.
Евгений ИВАНОВ, начальник службы радиовещания ГТРК «Кузбасс»
Справка
За восемь месяцев 2013 года Управлением Роспотребнадзора по Кемеровской области проверено более 900 предприятий торговли по соблюдению требований санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей, из них 78% приходится на жалобы потребителей. Нарушения законодательства установлены на 870 (83%) предприятиях торговли. В сфере крупного ритейла жалобы в этом году поступали на системы магазинов «Чибис» («Система РегионМарт»), «Мария-Ра» и «Холидей». Как поясняет Ирина Антонова, это магазины эконом-класса. Цены в них снижены, поэтому покупатель больше идёт именно туда. Но и нарушений больше именно там по той же причине, хотя нельзя отрицать всё тот же пресловутый человеческий фактор. Из оборота за восемь месяцев Роспотребнадзором изъято более 700 партий некачественных и опасных пищевых продуктов объёмом более 2,5 т.
По выявленным нарушениям санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей к административной ответственности в виде штрафа привлечено более 980 индивидуальных предпринимателей, должностных и юридических лиц на общую сумму – более 1 млн руб.