Примерное время чтения: 9 минут
155

Суперобман

Что делать? Не попадаться на удочку – смотреть, что покупаем и почем.

Мука в мешке

«Отправила мужа в магазин за сахаром, а он принес домой мешок с мукой, заплатив за него «сахарную» цену».

«Купила в супермаркете яблоки и уже на выходе обнаружила, что ценник на упаковке на нектарин. Вернулась, мне вежливо вернули переплату, извинились за ошибку. Но какая может быть ошибка? Я специально прошлась до витрины, просмотрела яблоки в корзине, они все были упакованы с такими ценниками!»

 

На ценнике смотри не только на цену, но и на название товара. Фото: www.russianlook.com

«Покупал семечки стоимостью 30 рублей, а на кассе сказали, что они стоят уже 40 рублей. Мол, цена вчерашняя, ценники перебить не успели. Это что получается, за сутки семечки в цене подскочили на 33%?! Может, мы зря нефтяные компании ругаем? Может, это не они инфляцию раскручивают, а производители семечек?»

Подобных историй от читателей «АиФ в Кузбассе» можно приводить несметное количество. И все они из одной сферы – торговли, а точнее сказать, из супермаркетов.

Опрос:

«В супермаркетах есть множество самых разных способов заставить покупателя отдать «лишние» деньги, – говорит экс-директор одного из таких магазинов Татьяна ЕРЕМЕЕВА. – Самый распространенный – когда на ценнике указывается одна цена, а на кассе – совсем другая. Конечно, можно говорить о человеческом факторе, что это просто работники торгового зала не успевают вовремя сменить все бумажки, что происходят технические сбои и прочее. Но, что интересно, когда я работала директором в одном из таких магазинов, я, как руководитель, пыталась решить эту проблему, но у меня этого не получилось. Оказалось, что оператор, который «забивает» цены в кассы, мне не подчиняется. Он подотчетен только главному руководству, которое может находиться в совсем другом городе. Вообще, с каждым должностным лицом руководство компании работает индивидуально. Естественно, что на мои замечания оператор не реагировал и мер не принимал. Я не могу утверждать, что ему были даны специальные указания сверху в этой части, но подозрения такие появились».

Не стоит забывать и про такие ухищрения, как расположение товара на полке. Обычно магазину принадлежит только здание, а полки в нём раскупают поставщики. Естественно, что самые удобные и доступные для покупателя (на уровне глаз) достаются наиболее платёжеспособным поставщикам, но это не значит, что их качество лучше. Важно также расположение товаров на полке относительно ценников. Так, Владимир Иванов купил в одном супермаркете бутылку спиртного. Выбирал тщательно, сравнивал все ценники, а на кассе всё равно оказалось, что взял напиток в два раза (!) дороже предполагаемой цены. Просто напиток оказался с почти такой же этикеткой, но с прибавлением к названию слова «Люкс». Ценники тоже отличались только этим словом, но написано оно было таким мелким шрифтом, что невооруженным глазом прочитать было невозможно. Более того, бутылки с более дешёвым напитком на прилавке не наблюдались визуально вообще, они стояли у самой стенки за люксовым вариантом!

Товар с душком

В Роспотребнадзор регулярно поступают жалобы от покупателей на качество реализуемой в супермаркетах продукции. Больше всего обращений по этому поводу (девять обращений за 8 месяцев 2013 года) зарегистрировано на магазины системы «Чибис» («Система РегионМарт»), многие из жалоб подтвердились. Все заявления – от кемеровчан. Люди жалуются на продукцию с истёкшим сроком годности, гнилые фрукты, нарушение температурных режимов и даже на наличие тараканов в магазине.

Про операции с просроченной продукцией в СМИ сказано уже много, и сейчас любой здравомыслящий покупатель знает, что, если хочешь купить свежий товар, никогда не бери его с края полки – только в самом конце, у стены. Такое расположение продуктов (товар с заканчивающимся сроком годности поближе к покупателю, а свежий – подальше) нарушением не является и считается простым маркетинговым ходом. Но, по-видимому, он слабо помогает, т. к. руководство магазинов вынуждено прибегать к другим ухищрениям как законного, так и незаконного характера. В некоторых супермаркетах, например, как рассказывает продавец Евгения Полянская, собственных сотрудников заставляют брать под зарплату продукты, срок годности которых истекает уже на следующий день. Также такая продукция уходит на приготовление блюд в местной столовой, где питаются те же сотрудники, и в цехи переработки, где из продуктов делают салаты для продажи.

«Почти каждый товар поступает в магазин со своим штрихкодом уже от производителя, – говорит Татьяна Еремеева. – Но часто в магазинах ставят на их место свои «ляпки», где дата изготовления другая указана или вместо нее – дата упаковки. Зачастую не совпадает даже вес. Это грубейшее нарушение, но присутствует оно во многих магазинах».

Испортиться продукт может в магазине не только из-за того, что он просрочен, но ещё и из-за неправильного хранения. «По правилам на каждой витрине с молочными, мясными продуктами должен быть градусник и правила хранения, чтобы вся информация была доведена до покупателя. У каждой витрины свой температурный режим, но он далеко не всегда соблюдается. Когда я работала директором, все градусники лежали у меня в кабинете и выкладывались только перед проверкой. Потом их убирали. Т. о., на бумаге все в порядке, а на деле… Не удивляйтесь, если купленный однажды йогурт будет непросроченным по дате изготовления, но покрыт плесенью».

Кнутом и пряником

Как действовать покупателю в каждой отдельной ситуации – решать самому. Очевидно, что, заходя в супермаркет, нельзя думать, что там заботятся в первую очередь о вас. В первую очередь коммерсанты думают о своей прибыли. «Поэтому нужно быть предельно внимательным и вчитываться в каждый ценник, в каждую упаковку, – советует Татьяна Еремеева. – Это зачастую отнимает много сил и времени, но эффективно. Если же случилось недоразумение, я лично пытаюсь решить его миром. Обычно это получается. Если к продавцу подходишь с улыбкой и объясняешь ему проблему, он идет навстречу. Особенно это важно, если вы постоянный покупатель. Лично на моей практике острых конфликтов не возникало, но если это произошло, тогда уже путь только один – в соответствующие органы».

 

МНЕНИЯ

 

Ирина АНТОНОВА, начальник отдела надзора по гигиене питания Управления Рос­пот­реб­надзора по Кеме­ров­ской области:

 

– Если вы заметили в магазине нарушения при хранении и реализации пищевых продуктов, отсутствие ценников, продукцию с истёкшим сроком годности, необходимо потребовать книгу жалоб и предложений, сделать запись по данным фактам и написать жалобу в Управление Роспотребнадзора по Кемеровской области для принятия мер в отношении торгового предприятия. Сделать это можно посредством Интернета на сайте Роспотребнадзора или лично, придя в Управление, находящееся по адресу: пр. Кузнецкий, 24. В жалобе необходимо указать адрес предприятия, город и суть нарушения, желательно контактный телефон и адрес. Конфиденциальность ваших данных мы гарантируем.

 

При этом стоит помнить, что в Роспотребнадзор следует обращаться только по фактам, касающимся соблюдения санитарного законодательства или защиты прав потребителя в магазинах. Если вы столкнулись с нарушениями законодательства этого плана на рынке, это уже сфера деятельности ветеринарной службы.

 

«Они знают, что не правы»

 

– Случается, что я покупаю в супермаркетах некачественные продукты, но это происходит из-за моей невнимательности. Иногда элементарно не хватает времени, чтобы посмотреть на срок годности или качество товара. Вот и получается, что либо сыр купил с плесенью, либо молоко прокисшее. Если есть возможность, то я всегда возвращаюсь в магазин и предъявляю вместе с товарным чеком свои претензии.

 

Сотрудники супермаркета заведомо знают, что не правы, что они нарушают правила торговли, поэтому без лишних разговоров меняют товар или возвращают деньги. Я считаю, что заставить бизнесменов уважать покупателей сможет только ужесточение законов. Вот, например, за нарушение правил дорожного движения штрафы увеличили существенно – водители и пешеходы стали меньше нарушать. Так и в торговле нужно рублём наказывать.

 

Евгений ИВАНОВ, начальник службы радиовещания ГТРК «Кузбасс»

СПРАВКА

 

За восемь месяцев 2013 года Управлением Рос­потреб­надзора по Ке­ме­ровской области проверено более 900 предприятий торговли по соблюдению требований санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей, из них 78% приходится на жалобы потребителей. Нарушения законодательства установлены на 870 (83%) предприятиях торговли. В сфере крупного ритейла жалобы в этом году поступали на системы магазинов «Чибис» («Система РегионМарт»), «Мария-Ра» и «Холидей».

 

Как поясняет Ирина Антонова, это магазины эконом-класса. Цены в них снижены, поэтому покупатель больше идёт именно туда. Но и нарушений больше именно там по той же причине, хотя нельзя отрицать всё тот же пресловутый человеческий фактор. Из оборота за восемь месяцев Роспотребнадзором изъято более 700 партий некачественных и опасных пищевых продуктов объёмом более 2,5 т. По выявленным нарушениям санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей к административной ответственности в виде штрафа привлечено более 980 индивидуальных предпринимателей, должностных и юридических лиц на общую сумму – более 1 млн руб.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах