Примерное время чтения: 7 минут
481

Этнограф – о народных обычаях, национализме и толерантности

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 7. Аргументы и факты - Кузбасс 15/02/2012

Глядя на эту календарную пестроту, невольно начинаешь задумываться о самобытности: осталось ли в нас хоть что-то от русских корней? Этот вопрос мы задали этнографу, руководителю Центра традиционной русской культуры «Параскева Пятница» Елене ПАВЛОВСКОЙ.

– Новокузнечане каждый будний день видят вас в телепроекте «Народная погода» в традиционном русском костюме, рассказывающую нараспев о приметах и праздниках. Елена, вам с детства прививали любовь к традициям?

– Я городской житель, выросла отнюдь не у печи. Но вот когда слушала песни бабушки, то на уровне генной памяти ощущала что-то родное, которое почему-то не сочеталось с современным укладом жизни. Лет в 19 я прикоснулась к миру традиций через одежду: получая профессию мастера по легкому платью, а позже художника-модельера, изучала историю национального костюма, затем режиссуру празднично-обрядовой культуры в АлтГАКиИ, там же закончила аспирантуру. Но поворотным в моей жизни стал 1993 год, тогда я попала на семинар по народной культуре, который проводили преподаватели из Ивановской области: они так ярко и понятно представили наши корни, что «заразили» меня любовью к традициям. Ведь что нам преподавали в школе? Древнегреческие мифы и рассказы о фараонах… А вот славянской мифологии не было! Я считаю, это страшное белое пятно, которое нужно заполнять.

На смену «сиротской» культуре

– Сейчас-то в школьные программы включены элементы народной культуры. Какую цель преследуют методисты, проводя занятия в школах и детских садах?

– Написать учебник и рассказать по нему – этого недостаточно. Преподаватель сам должен быть проводником, живым источником культурного наследия. Только при живой передаче ребенок впитает эти знания. Помимо этого для занятий нужны и костюмы, и музыкальные инструменты, и подобранный в соответствии с возрастом материал. Где все это взять нашим учебным заведениям? Как правило, фольклорные центры занимаются концертной деятельностью.

– Есть ли потребность в таких знаниях? Например, в одной гимназии предложили родителям первоклассников на выбор курсы: логику, журналистику, здоровье и народную культуру. Так вот из класса в 25 человек только одного ребенка записали на культуру. О чем это говорит?

– Во-первых, о том, что родители, прежде всего, думают о дальнейшем высшем образовании, выбирают те курсы, где дают знания, которые в будущем пригодятся для карьерного роста. Во-вторых, культура у нас подается в настолько сиротском виде, что у меня бы самой не возникло желания ходить на такие занятия. В-третьих, что видели сами родители, которым сейчас по 30-35 лет? Только сценический фольклор на уровне «Маруся, раз-два-три». Поэтому свое ощущение того, что народная культура – это скучно, они и передают детям. Но, основываясь на 14-летнем опыте работы своего центра, я вам твердо скажу: интерес к традициям есть, людям они нужны!

Русский дом или Гарри Поттер?

– Печка, пироги, вышитые полотенца, домотканые дорожки на полу – все это ближе деревенскому жителю. А как вернуть жителя мегаполиса к корням?

– Кто сказал, что все это должно быть только в деревне? И в городе должно быть такое «родимое пятнышко». У меня есть мечта, чтобы в нашем мегаполисе выделили в парковой зоне место и построили деревянный домик. Тогда каждый, будь то горожанин или гость, воочию увидит традиционный быт, сможет поучаствовать в обрядах, праздниках. Задачей этого Русского дома будет сохранение народной среды. А кроме того, это и с точки зрения туризма интересный объект, своего рода ноу-хау, которого нет в Кузбассе. Давайте сделаем такой подарок нашим металлургам, шахтерам, которые света белого не видят! Приглашаю к участию в проекте власти, бизнес, кого угодно. Давайте подарим родину их детям, хватит им одних Гарри Поттеров смотреть! Они, без сомнения, интересны, увлекательны. Так давайте уже не смотреть в рот Западу, а учиться у него так же замечательно пропагандировать свою культуру. Ведь наши корни нисколько не беднее, их только нужно представить в достойном виде!

– Насколько знания о традициях применимы в современной жизни? Неужели ваши коллеги, придя домой, надевают сарафаны и вечером вместо телевизора поют народные песни с прялкой в руках?

– Народная культура в нашей нынешней жизни – это, прежде всего, духовное состояние, она привносит в дом больше тепла, любви. Если говорить о ее признаках, то взять, к примеру, народные сказки – их как читали тысячу лет назад, так и по сей день читают. Или вековая традиция печь и стряпать по выходным? Думаю, не я одна, многие хозяйки так делают: с запахом выпечки в доме соз­дается атмосфера тепла, уюта, надежности. Некоторые праздники продолжают жить с нами: на Ивана Купалу дети обливаются, на Масленицу женщины пекут блины.

– У нас в феврале чего только не намешано: и День святого Валентина, и 23 февраля, и Масленица. Какие из них вы считаете нужным праздновать?

– Я отношусь к этому многообразию как к предлагаемым обстоятельствам. В этом смысле я толерантна. Не хочу я праздновать день святого Валентина – не праздную. Но мимо народных праздников я не могу пройти. К слову, все праздники на земле взаимосвязаны. Вот 14 февраля – День влюбленных. А у нас 15 февраля Сретение, зима с весной встречаются – тоже любовь? Природное соитие – земли и неба. Т. е. вот вам свой родной аналог! Все культуры соприкасаются. Но, только зная свою родную культуру, ты будешь это понимать, а не искать противоречия.

Мы разные, но равные

– С давних времен к самой «русскости» непонятное отношение. То она воспринималась как дикость и варварство, сейчас «русскость» приравнивают к фашизму. К примеру, в Думе нет русской национальной партии. Складывается впечатление, что «русскость» в России неприлична и недопустима. Почему?

– Мы восхищаемся другими национальностями, тем, как они себя уважают, но при этом сами запинали свою культуру. А ведь уважение к культуре и национализм – это разные вещи. Ведь каждая культура прекрасна, а смешай их, как краски – получится серая масса. Поэтому красива та культура, которая самобытна, не подстраивается под другую. Я не позволяю пинать свои корни. И если так будет поступать каждый, нашу культуру начнут уважать. На сегодняшний день я еще являюсь членом областного Совета Национальностей. Надо будет, я пойду в горсовет отстаивать национальные интересы. Подчеркиваю: не нацистские, а национальные! Если первые ставят свою нацию выше остальных, то вторые относятся ко всем толерантно: уважая свою культуру, ставят ее в один ряд с другими. Пример такого равенства – это ежегодные городские и областные фестивали национальных культур. Стоишь на одной сцене со всеми и думаешь: как здорово, что мы все разные, но равные.

– Чем помогут народные традиции современной России?

– Страна спасется здоровьем душ людей. Душа, воспитанная на традициях, наполненных любовью и добром, бессмертна! И так у любого народа. Подпитываясь многовековыми культурными традициями, мы спасем наше поколение – и уже родившееся, и будущее. Ведь ребенок, который знает, что добро всегда побеждает зло, не пойдет на плохой поступок.



Есть вопрос в рубрику? Задайте его прямо сейчас!

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах