aif.ru counter
52

Толстой в Кузбассе отучит детей материться?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 30. Аргументы и факты - Кузбасс 25/07/2012

В начале 1931 года из центральных областей страны в Сибирь переехали последователи толстовского учения. В пос. Абашево они создали три коммуны: «Жизнь и труд», «Мирный пахарь», «Всемирное братство». Коммунары воплощали в жизнь идеи непротивления злу, отказ от употребления спиртных напитков и табака, гуманное отношение к животным, вегетарианство, естественный труд. Но их свободомыслие принципы ненасилия советская власть восприняла негативно. Многих коммунаров власти расстреляли или отправили в лагеря на верную погибель. Но те, кому удалось выжить, вернулись в поселок и не отказались от своих идей.

Все дело в традициях

Память о духовном подвиге дедов и их идеалы кузбасские толстовцы хранят и сегодня. Иван Токарев, выросший в семье тальжинского коммунара и с самого детства впитывавший гуманистические принципы, в свои 79 лет не курит, не употребляет алкоголя, не использует бранных слов, до сих пор ведет вегетарианский образ жизни. «Все живое и даже растения, – говорит Иван Сергеевич, – это души наших предков. И, может быть, убивая животных, мы убиваем своих предков, а нас будут убивать потомки. Поэтому мы поедаем оболочку плодов, а семена выбрасываем – тем самым, не уничтожаем, а содействуем». Эти принципы Иван Сергеевич установил и в своем доме – его супруга, до свадьбы не имевшая отношения к толстовству, под влиянием мужа стала ограничивать себя в употреблении мяса.

Семейная жизнь современных последователей Толстого, как и у их родителей, основывается на взаимной любви. Толстовцы учили своих детей ориентироваться на естественные законы при заключении брака, были против «семейной проституции»: считали неправильной семейную жизнь без потомства. Значительное внимание уделялось воспитанию детей, которым с самых ранних лет прививалось нравственное отношение к жизни как дома, так и в школе.

Школа – тоже воспитатель

В 1993 г., будучи директором школы № 96 г. Новокузнецка сын одного из коммунаров Борис Гросбейн возродил в качестве эксперимента толстовскую школу. Инициативу подхватила школа с. Атаманово Новокузнецкого района и школа № 2 г. Мыски. В образовательную программу толстовских школ были введены дополнительные дисциплины: «Час души», «Чаша жизни», «Познай себя», «Всемирная история человечества» и др. Толстовское педагогическое направление, ориентированное на «пробуждение души», дало свои плоды: учителя отмечают у своих подопечных более высокий уровень нравственности, культурного воспитания, сознательного отношения к образованию. Если в других школах дети сбегают с уроков, то воспитанники-толстовцы бегут на урок.

Село без мата

Прижившиеся в Атамановском сельском поселении в начале прошлого века толстовские идеи сформировали в этом пространстве особый культурный микроклимат. Даже сейчас на здешних улицах не услышишь бранной речи. В этом проявляется особое отношение к слову и литературному наследию коммуны. Во время ежегодных встреч потомки толстовцев декламируют стихи, поют песни на стихи русских классиков. Они бережно хранят и перечитывают дореволюционные издания литературного наследия Толстого, конспекты его трактатов, сделанные первыми коммунарами.

Может быть, тем, кто не знает пути к нравственности, стоит поучиться у селян?

Коммуну «Жизнь и труд» изучили студенты-филологи…

Кузбасс: реликвию толстовской коммуны — на слом?

Дополнительные фотографии...

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах