Вот и начался новый учебный год. Кто-то вернулся на занятия после каникул, а кто-то отправился в школу в первый раз.
Корреспондент «АиФ в Кузбассе» поговорил с детским психологом Ириной Яшенькиной о том, как подготовить ребёнка к школе, какими знаниями должен обладать успешный первоклассник и как важно читать книги детям.
Проверяют скорость чтения
Карина Калуп, «АиФ в Кузбассе»: Ирина Юрьевна, в каком возрасте рекомендуется начинать подготовку малыша к школе? На что при этом обращать внимание, какие способности развивать?
Ирина Яшенькина |
Ирина Яшенькина: Развитием ребёнка нужно заниматься с самого раннего возраста. Изучать буквы и читать можно уже с пяти лет, но ознакомительные занятия в игровой форме следует начинать и раньше. Главное, не переусердствовать и не отбить у ребёнка интерес, ведь, если перезаниматься, он может пойти в школу уже уставшим, без энтузиазма.
Для начала нужно сформировать учебный стереотип: усадить ребёнка и приучить его к регулярным занятиям, создать такую атмосферу, чтобы ему было интересно. У современных детей из-за использования различных гаджетов хорошо развито зрительное восприятие, но очень плохо развивается слуховое. Из-за этого у многих проблемы с речью, поэтому с самого раннего возраста нужно обучать пониманию ваших инструкций. Способность ребёнка имитировать действия взрослого по образцу также определяет успешность в обучении.
Помимо развития интеллектуальных умений – обучения чтению и счёту, важна ещё и эмоционально-волевая готовность ребёнка принять позицию ученика, быть самостоятельным в каких-то действиях. Потому что сейчас есть дети, которые очень хорошо развиты, умеют читать и считать, но совершенно не могут планировать свои действия. У нынешних деток преобладает игровая мотивация, им бывает сложно отказаться от привлекательной игры в пользу школьных занятий. Зависимость от компьютеров и телефонов является большой проблемой.
– Что должен знать и уметь хорошо подготовленный к школе первоклассник? Считать, знать алфавит, уметь пересказать текст и так далее?
– Всё зависит от учебного заведения. В гимназиях требования выше, чем в общеобразовательных школах, но везде надо уметь читать. Сейчас в первом классе не учат читать, а проверяют скорость чтения. Также первоклассник должен уметь решать несложные примеры.
– Если ребёнок идёт в школу в очередной раз после каникул, как помочь ему настроиться после трёхмесячного отдыха?
– Очень важно соблюдать режим дня. Если ребёнок в течение каникул ложится и встаёт в разное время, ему потом сложно войти в режим. Чтобы ребёнку проще было настроиться на учебный процесс, лучше во время каникул не бросать занятия. Не нужно решать сложные задачи, но можно 30 минут в день раскрашивать, учить буквы, и т. д. Сейчас есть большое количество пособий для домашней работы, рабочие тетради и обучающие игры. Обязательно и чтение книг!
Культура чтения уходит, дети сейчас смотрят мультики. Из-за этого проблемы с речью, ребятам бывает трудно пересказать текст или даже описать картинку.
– Многих родителей волнует вопрос, в каком возрасте ребёнка можно отдавать на хореографию, музыку, в кружки? Начинать развивать способности в дошкольном возрасте или давать дополнительную нагрузку с первого класса? Что лучше: специализированные школы и секции или самостоятельные занятия с ребёнком?
– Важно ещё в дошкольном возрасте нащупать, что нравится ребёнку. Дать ему возможность заниматься разными вещами, посещать разные секции. Эти занятия в любом случае пойдут на пользу. Очень сложно с первого раза угадать, к чему у сына или дочери предрасположенность.
Золотая середина
– Насколько родители должны контролировать посещение занятий, выполнение домашних заданий и другие дела, связанные с подготовкой к школе? Способен ли чрезмерный надзор навредить самостоятельности и ответственности школьника?
– Зона ответственности ребёнка должна расширяться с возрастом. Необходимо найти золотую середину, совсем снимать опеку нельзя. Родители должны интересоваться жизнью своих детей. Я советую разговаривать с ребёнком не меньше 15-20 минут в день. Отложить все домашние дела, сесть на уровне его глаз и разговаривать – с годовалого возраста, с трёхлетнего возраста. Пусть малыш говорит плохо и, на наш взгляд, всякую ерунду, с ним всё равно нужно разговаривать. Тогда он и дальше будет общаться с вами. В семье сложится традиция, и у ребёнка будет привычка разговаривать с родителями. Он будет делиться тем, что происходит в школе, какие у него взаимоотношения с учителями, с друзьями.
Если такой привычки нет, и мама захочет побеседовать с ребёнком в 12-летнем возрасте, то этот разговор может не сложиться, скорее, он даже напугает ребёнка, ведь в семье так не заведено.
– Если у ребёнка не ладятся отношения с одноклассниками, стоит бить тревогу и сразу идти к психологу или родители сами в силах помочь?
– Всё зависит от величины конфликта. У ребёнка могут быть проблемы в общении, случаются ссоры с подругами и друзьями – так он учится познавать законы социума. Конечно, если ситуация серьёзная, ребёнок сам не справится. Чтобы это не было как гром среди ясного неба, важно разговаривать со своими детьми. Ежедневная привычка общения с малышом поможет отследить динамику таких вещей, вовремя подсказать, чем-то поделиться, от чего-то оградить. Но нельзя навязывать своё мнение и ругать ребёнка, иначе у него появится страх, боязнь наказания, он может закрыться от общения с вами. Обязательно нужно знать друзей ваших детей, в идеале – их семьи.
– С какими особенностями подготовки к школе детей с отклонениями в развитии могут столкнуться их родители? Нужно ли посещать какие-то коррекционные группы?
– Детям с отклонениями в развитии с ранних лет нужно посещать специалистов. Всё зависит от тяжести диагноза. Определённая степень обучаемости есть практически при любой болезни, но у каждого ребёнка свой ресурс, именно он позволяет «вытащить» его на какую-то ступеньку. Каждый малыш индивидуален, каждому нужен свой метод обучения, даже у детей с одинаковыми диагнозами болезнь протекает по-разному.
Конечно, родителям таких деток нужна помощь с момента постановки диагноза. На первом месте всегда будет медицинская помощь, далее уже все другие специалисты. Коррекция и подготовка к школе у таких деток длится годами. Если с обычным ребёнком сразу можно начинать заниматься подготовкой, то деткам «с особенностями» сложно просто усидеть за столом. Проблематично войти с ними в контакт, очень сложно добиться понимания. А если нет понимания, то нет и обучения.
Обучаемость ребёнка определяется пониманием поставленной задачи. Он может выполнить задание, только поняв его, – это первые шаги. Нужна комплексная работа с большим количеством специалистов. Если ребёнок с аутизмом начал читать – это большой успех!
Взрослым тоже надо готовиться
– А как родителям справиться с волнением и страхом перед новым витком в жизни их чада?
– Предварительная подготовка вселит уверенность не только в детей, но и в родителей. Нужно формировать у ребёнка положительное представление о школе и не запугивать его неудачным опытом из своей школьной жизни. Поймите: чем больше ребёнок контактирует с взрослыми людьми – специалистами, педагогами, тем проще ему потом ориентироваться в жизни.
Адаптация – это очень полезная вещь. Малыш сталкивается с обстоятельствами, под которые ему необходимо подстраиваться. Где-то он волнуется, а где-то учится управлять своим поведением при новых обстоятельствах. Стресс имеет как отрицательные, так и положительные стороны. Всё это принесёт пользу, ведь таких ситуаций в жизни будет много.