Первоклассник с нетерпением ждал 1 сентября, и вот, наконец, он взял в руки букет для своей первой в жизни учительницы, водрузил на спину новенький ранец и отправился в школу. О том, как помочь ему пережить это радостное и напряженное событие, от каких проблем следует беречь ребенка в самом начале школьного пути, рассказывает Ирина ТАРАСОВА, специалист центра дошкольного образования.
Школа как наказание
– Скажите, почему зачастую школа перестает интересовать детей? Какие факторы способствуют тому, что ребенок видит в ней наказание?
– Ребенок, как правило, понимает то, что до него пытаются донести в школе, но он просто не успевает все переработать в своей голове, в конечном итоге не усваивает материал, а поэтому и говорит, что ему скучно и неинтересно в школе.
Вполне возможно, что малыш не готов к обучению. Готовность бывает педагогической, на нее чаще всего и обращают внимание (учат ребенка к школе читать, писать, решать какие-то задачки), и психологической – умение ребенка логично мыслить, запоминать информацию, заострять на чем-то определенном внимание, быть усидчивым и уметь контролировать свои желания, владеть эмоциями. Ребенок должен понимать, что теперь у него есть определенные обязанности и он не может себе позволить, допустим, покинуть урок в любое время или залезть под парту.
– Как избежать подобных трудностей? Как родителям предупредить ту ситуацию, когда ребенок приходит со школы и заявляет, что больше туда не пойдет?
– Как и любую другую проблему, эти трудности легче пресечь на корню, чем потом расхлебывать последствия. Не все в порядке с дикцией у ребенка? Ведите к логопеду! Не понимает что-то, не может научиться читать, писать? Обратитесь к репетитору! И, конечно же, оптимально, если ребенок посещал детский сад, какие-то дополнительные центры развития, где обстановка приближена к школьной. Важно, чтобы ребенок попадал в ситуации, где ему приходилось самостоятельно мыслить, принимать решения.
В начале школьной жизни поговорите с ребенком о школе, выясните, что его тревожит. Рассказывая о школе, давайте ему понять, что он всегда может рассчитывать на вашу помощь. Часто активное нежелание учиться встречается у тех детей, у которых дома заранее сформировали страх перед школой, например, говорят: «Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!». В тоже время нельзя рисовать школьную жизнь в радужных тонах, чтоб ребенок потом не столкнулся с реальностью и не разочаровался. Ребенка нужно мотивировать, а не обманывать или запугивать.
Первый класс без оценок
— А каким образом ребенка лучше мотивировать? Деньгами, подарками, обещаниями? В некоторых семьях детям платят деньги за успешную учебу. Правильно ли это?
— Конечно же, платить ребенку за оценки неправильно! Взрослые в лице родителей, педагогов, должны стремиться к тому, что ребенок начнет проявлять собственную инициативу в процессе обучения, когда он самостоятельно начнет что-то исследовать, чем-то интересоваться, и только в этом случае ребенок будет испытывать удовлетворение и радость от достигнутых результатов.
А в случае с деньгами родители просто давят эту инициативу на корню и дарят временную радость от обладания определенной суммой денег, а не удовлетворение от результатов, которых ребенок достиг своим трудом.
Одно дело пообещать купить ребенку какую-то вещь, о которой он давно мечтал, по прошествии некоторого периода успешной учебы, но самым главным стимулом для ребенка должен быть результат, которого он добился. Получив ответ в маленькой задачке, ему захочется решить и более сложную. Родители и учителя должны донести до ребенка именно интерес к знаниям, разбудить жажду исследования, объяснить, для чего ему это нужно, а не «покупать» его оценки.
– Почему учителя не ставят оценки в 1 классе? Ведь родители хотят знать об успеваемости ребенка. Правильно ли это?
– В 1 классе основной упор делается на приобретение навыков учебного труда. Кроме того, позитивная словесная оценка от учителя для малышей куда ценнее, чем выведенная цифра в дневнике.
Медвежьи услуги от родителей
— Проблемы в школе возникают не только у первоклашек, но и у учеников других классов. Надо ли родителям вмешиваться и узнавать о школьных товарищах, помогать с решением домашних заданий или пусть сам учится решать свои проблемы, привыкает к ответственности?
– Оставляйте за ребенком возможность выбора. Если ребенок не хочет знакомить родителей с новыми друзьями, то о них можно узнать от учителей, классного руководителя, но настаивать на знакомстве не нужно.
По поводу подготовки домашнего задания есть одно главное правило – терпение. Постарайтесь, чтобы ребенок самостоятельно дошел до пути решения, не торопите его. Пусть он сделает неправильно, но потом объяснит свою точку зрения. И это будет гораздо лучше, чем вы сразу скажите ему правильный ответ.
Многие проблемы в учебе появляются от банальной усталости ребенка. Поверьте, позволяя ребенку посмотреть подольше телевизор, поиграть в компьютер или делать домашнее задание в то время, когда он сам этого захочет, вы оказываете ему медвежью услугу. Ребенок не в силах еще сам грамотно распланировать свой день, поэтому помогать ему в этом должны родители. А четко обозначенный режим дня – это уже половина успеха.
Благодарим за помощь в подготовке материала также специалиста Центра дополнительного образования детей им. В. Волошиной, детского объединения «Школа радости» Светлану Дырину.