Сергей Нечаев, учитель истории и обществознания лицея № 11, обладатель множества наград, победитель конкурса «Учитель года-2019» в Новокузнецке, лауреат конкурса «Учитель года Кузбасса», воспитывает в своих учениках ответственность, честность, доброту, любовь к ближним.
На его уроках каждый имеет право на внутреннюю свободу, свою точку зрения и её аргументирование. Как у него получается заинтересовать детей и находить вдохновение, Сергей Нечаев рассказал корреспонденту «АиФ в Кузбассе».
Ключевой фактор
Сергей Нечаев |
Карина Калуп, «АиФ в Кузбассе»: Сергей Сергеевич, почему вы выбрали профессию учителя и почему именно истории?
Сергей Нечаев: Очень любил историю в детстве, будучи школьником, вот и выбрал это направление. В педагогическом параллельно с историей изучают и обществознание. Когда я учился в 11 классе, обществознания как такового не было, этот предмет был факультативом и не считался особо серьёзным. Прошло два десятка лет, и обществознание превратилось в один из основных предметов. Учителем я стал, потому что хотел иметь профессию, которая приносит пользу.
– Вы работаете в лицее. Отличается ли уровень подготовки детей и учителей в общеобразовательных школах и гимназиях-лицеях?
– Когда я учился в вузе и ходил на практику, мне казалось, что работать учителем не пойду. Но потом я подумал, что если учился этому пять лет, то всё же нужно работать по профессии, и устроился в общеобразовательную школу. Там преподавал два года, потом перешёл в лицей.
Разница ощущается больше не в подготовке, а в оснащении. В лицее это чувствуется сразу. Всё-таки в общеобразовательных школах с этим сложнее, наверное. Работать с детьми в лицее легче, потому что их родители примерно представляют, чего хотят от ребёнка. А учителя – они везде учителя. В любом учебном учреждении можно найти много достойных и замечательных педагогов – не важно, лицей это или общеобразовательная школа.
– Сергей Сергеевич, что вы считаете показателем качества работы учителя?
– Сейчас, конечно, это всё-таки ЕГЭ (ОГЭ), если вы преподаёте в старших классах, и всевозможные контрольные тестовые задания. Также выступления на городских и областных мероприятиях – олимпиадах, конференциях. Это успеваемость – от неё никуда не уйти. Кстати, сейчас благодаря электронному журналу следить за ней стало гораздо удобнее. Там собрана вся информация о ребёнке: средний балл, посещаемость, питание, все личные данные. Сразу можно написать родителю сообщение, если ребёнок получил двойку, например. Многие школы переходят на электронные журналы.
Школа должна социализировать
– В школах коллектив, как правило, женский. Как вам в нём работается?
– Лицей №11 в этом плане уникальный: у нас работают восемь мужчин. Директор, кстати, тоже мужчина. Лично у меня никогда не возникало проблем в общении с коллегами. Просто иногда где-то нужно держать дистанцию. Учителя есть учителя, проблемы и сложности одинаковые. В лицее хороший дружный коллектив – всегда помогут. И я помогу, если попросят. Мужчинам я могу посоветовать не бояться идти работать в школу!
– Идеальный урок, какой он? От чего зависит эффективность усвоения детьми полученных знаний?
– Идеальный урок – это когда учитель правильно передал знания, а ребёнок их правильно понял. Очень многое зависит от того, как преподаватель знает предмет. Он сам должен понимать все нюансы. Главное для учителя, чтобы ребёнок усвоил информацию и в дальнейшем мог использовать её не только на ЕГЭ, например, но и в реальной жизни. Школа должна в первую очередь социализировать ребёнка и подготовить его для взрослой жизни.
– Какими навыками, которые действительно могут пригодиться и которые может дать школа, должен обладать выпускник?
– Один из главных навыков в современном мире (это объясняли даже нам в институте) – то, как человек умеет быстро находить необходимую для себя информацию. Важно, чтобы ученик мог найти необходимый для него материал, усвоить его и использовать в реальной жизни. Сейчас сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны, есть доступ к огромному количеству информации, а с другой стороны, её запоминание у молодых людей сильно снижается. Стимул поиска материала отпал – он доступен. Но когда информации много, важно уметь её фильтровать!
Очень интересно!
– В 2015 году вы взяли классное руководство. Вам это нравится? Сложились у вас доверительные отношения с классом?
– Классное руководство – это очень интересно! Это огромные впечатления, эмоции. Всем учителям советую брать классы.
Я выпустил своих ребят в этом году, и сейчас я классный руководитель пятого класса. Контраст огромный! Дети такие реактивные, как будто их завели, а ключик потеряли.
С моими выпускниками мы не просто сблизились – мы стали как семья. Они мне пишут, их родители тоже – просто пообщаться, рассказать о своём ребёнке. А с пятиклассниками и с их родителями мы уже тоже сдружились.
– Какие ещё вещи, помимо исторических знаний, вы стремитесь вложить в головы своих подопечных?
– Я преподаю пять предметов: право, мировую художественную культуру, экономику, историю и обществознание. Хочется вложить в детей знания не только по предмету, но и какие-то нормы морали, необходимые современному обществу, какие-то ценности, которые должны передаваться испокон веков.
Серьёзная проблема сегодня, как мне кажется, потеря морального ориентира, у молодёжи особенно. Необходимо им немного помочь, вывести в правильное русло, например, через кино. Я очень люблю кино и всегда советую детям хороший фильм или книгу. Старое кино мне нравится, современное не очень. Своим ученикам всегда говорю: «Если хотите почувствовать что-то великое, смотрите Андрея Тарковского».
– Вы наблюдаете какие-то закономерные проблемы в воспитании нынешних детей?
– Я уже сказал про моральные ориентиры, но с возрастом ситуация меняется в лучшую сторону. Одна из основных проблем сейчас – запоминание информации. Когда мы были маленькими, не было Интернета, сотовых телефонов. Сейчас полная доступность информации, и у детей нет стимула запоминать материал, ведь они в любой момент могут посмотреть его в Сети. Раньше, если заинтересовал фильм или книга, приходилось всё усваивать, заучивать любую информацию, которая тебе понравилась. Ты её систематизировал, структурировал и т. д. Современная молодёжь, к сожалению, многое забывает. И вроде тебе доступны любые знания, можешь найти всё что угодно (например, если ты заболел, можно узнать домашнее задание через соцсети), но нет стимула.
«Я не готов, потому что болел. Я не знал», – вот типичная отговорка. Но ведь можно узнать задание миллионами способов! И всё-таки, я думаю, у нашей молодёжи всё будет хорошо.
– Что дало вам участие в конкурсе «Учитель года-2019»?
– Я стал «учителем года» в Новокузнецке и был вторым на региональном конкурсе. Опыт, конечно, огромный! Например, работа с аудиторией. Разумеется, мы умеем работать с ней, но когда такое количество людей, это другой уровень. Как ни крути, учителя находятся в своей зоне комфорта. Порой нас надо из неё достать, чтобы мы почувствовали сложности, проблемы, чтобы понимали какие-то новые тенденции, знакомились с новыми технологиями, методиками, приобретали новые концепции.
Участие в конкурсе – это знакомство с новыми людьми. У меня только положительные воспоминания об этом конкурсе, особенно об областном.
Очень сложной была подготовка. Есть заочный и очный этап. На заочном этапе ты готовишь семинар, пишешь эссе, разрабатываешь собственный сайт. Но у меня он есть давно. Там я публикую свои материалы, презентации, демонстрирую успехи класса и свои. Всё в открытом доступе, это очень удобно.
На очном этапе ты выступаешь с мастер-классом, проводишь урок, дополнительно отвечаешь на вопросы комиссии и готовишь проект.
Конкурс в Кемерове длился четыре дня. Мы выступали с открытым уроком в школе. Конечно, я нервничал, но когда начался урок, успокоился. Дети очень хорошие, они мне помогли. Мне достался пятый класс – все красиво одетые, позитивные, улыбчивые. Они старались. И я подумал: раз дети готовились, то мне-то уж точно стыдно падать в грязь лицом. Нужно выступить и показать всё, что можешь. Как у тебя прошёл урок, всегда понятно по детям: если им не понравилось занятие, они никогда не будут тебе льстить.