251

Из вуза в порожнее. Почему люди не работают по профессии?

«Я получила специальность «делопроизводитель» и устроилась после техникума в кемеровский госархив. Проработав три месяца, сбежала по окончанию испытательного срока. Работа оказалась абсолютно бесперспективной, а зарплата очень низкой – 12 тысяч рублей. Еще 500 рублей обещали в виде прибавления после года или двух работы», - рассказала корреспонденту «АиФ в Кузбассе» Екатерина Воронцова, недавно выпустившийся кемеровский специалист.

Согласилась Катя на обучение в техникуме по настоянию родителей – работа непыльная, тепло, светло, и мухи не кусают. Повлиял и положительный опыт родственницы, которая с теми же «корочками» успешно устроилась в органы. На деле все вышло печально – за труд платят копейки, максимальный карьерный рост предполагает получение высшего образования и только после этого зарплату в 25 тысяч рублей, коллектив из людей преклонного возраста и отсутствие хоть какого-нибудь развития. Казалось, жизнь проходит мимо.

«Ругалась 31 декабря с египтянами из-за апельсинов»

Логично возразить, что чаще путь по своей профессии почти всегда тернист, и нужно только постараться, чтобы стать успешным. Бросают пытаться не все. Кемеровчанка Анастасия Кубарева всегда хотела быть управленцем. Заочно отучилась на «производственном менеджменте» (это была самая дешевая специальность в одном из кемеровских вузов, а за образование приходилось платить самой) и устроилась в крупный салон сотовой связи. После нескольких лет рядовым продавцом Настя сначала стала замом, а потом директором одного из филиалов.

«Еще до перевода у нас начала падать зарплата. Если осенью 2018 года я получала в районе 40-47 тысяч, то осенью 2019 стала получать 25-28 тысяч. В должности директора зарплата упала ещё на несколько тысяч. Я ушла из-за этого, усталости и «революции» в филиале», - вспоминает Кубарева.

Спасали «ногти» - с 15 лет Анастасия маникюрный мастер. Сначала это было увлечением и приятным бонусом к зарплате, потом стало основным источником дохода. Когда в начале 2021 года появилась возможность стать предпринимателем, кемеровчанка без раздумий стала - выкупила в кредит небольшой отдел детских товаров на Южном и, наконец, занялась тем, о чем давно мечтала. Пока говорить о прибыли и большом успехе рано (магазин терпит качественную реорганизацию), но Кубарева признаётся: она однозначно на своем месте.

Подобных историй сотни, и они происходят не только в Кузбассе. Люди не работают по специальности по множеству причин, низкая зарплата среди которых – далеко не единственная, но чуть ли не главная. Разочарованность в работе, выгорание, материнство сильно сказывается на молодых специалистах. Еще одна наша героиня, уроженка Анжеро-Судженска, Алена Попова отучилась в ТПУ и стала менеджером по таможенной логистике в крупной томской группе компаний. Специальность очень престижная: зарплата после университета – 40 тысяч на руки, ежеквартальные премии по 50-60 тысяч, возможность закупаться в магазинах сети по спецкарте для сотрудников еще на 6-8 тысяч ежемесячно и своя бесплатная база отдыха в Геленжике. Чем не мечта?

После пяти лет работы Алена постепенно стала выгорать: «Я изначально знала, что это не мое. Работа хоть и интересная, но требующая большого объема знаний и включенности 24/7. Если товар шел в наши магазины, к примеру, из Чили, я должна была быть готова проверить и подтвердить бумаги даже в два часа ночи из-за разницы во времени. Однажды отгружала апельсины из Египта 31 декабря, и когда все праздновали, я ругалась с египтянином на непонятном языке и строчила документы». Конечной точкой стало материнство и собственные проблемы со здоровьем – ребенок закономерно требовал маминого внимания, находясь по 12 часов в день в детском саду, а организм Алены – хоть какого-то отдыха. Она дала себе время на перезагрузку и уже не спешит оправдывать ожидания родителей обязательно работать по специальности – семья и здоровье важнее.

Коллективное бессознательное

По информации Центра опережающей профессиональной подготовки, большая часть выпускников в Кузбассе как-то устраивается. По данным на конец 2020 года, общая занятость выпускников (их было 13231 человек) по программам среднего профобразования составила 98,3%. Из них 63% фактически трудоустроены (но неизвестно, но своей ли специальности), 12,44% продолжили обучение, 20,2% призваны в армию, 2,33% находятся в отпуске по уходу за ребенком, 0,32% самозанятые, 1,53% не трудоустроены (переехали, болеют, умерли) и 0,17% не определились с работой. Примерно та же картина и с высшим образованием.

Автор курсов по выбору профессии Дина Старовойтова, которая много лет руководила в Кемерове частным образовательным центром, объясняет, что проблема работы не по профессии общемировая: «За рубежом образование практиориентированное – студентов сразу стараются включить в какую-то «движуху». В России вузы поворачиваются в сторону открытости, но политика государства не оставляет пространства для маневра. Все образовательные программы нужно долго согласовывать. Пока ты их согласуешь и залицензируешь, на рынке все поменяется, и программы потеряют актуальность. Еще очень сложно вывезти школьников или студентов на, скажем, лекцию непосредственно на предприятии – по соображениям безопасности».

Дина считает, что проблему решить можно и нужно начинать с простого открытого диалога и кооперации власти, бизнеса и образования, а заканчивать сменой сознания людей. Важно переориентировать цели в обучении и выбирать не вуз, а работодателя. Нужно понимать, зачем человек получает образование, кто за него будет платить, сколько и каких выпускников нужно конкретной отрасли. Для этого вузы и чиновники, по мнению нашей собеседницы, должны вести четкую статистику, сколько, скажем, экологов/шахтеров или кого угодно другого нужно Кузбассу, и какой процент выпускников после обучения реально работает по своей профессии, а не где-нибудь вообще.

«Вуз – очень важная артерия, которая дает жизнь в виде молодых специалистов. Они должны быть востребованы на территории, а не гипотетически закончить вуз и попасть в ловушку поиска профессии. Мы вкладываем бюджетные деньги в образование, но эти инвестиции никак не отрабатываются. Нужно понять запросы и потребности детей, дать им то, что они хотят (скейтборд-площадки, возможность рисовать граффити на стенах и т.п.), показать любовь территории и уже потом им объяснять, кто именно нужен области». – заключает Старовойтова.

Но найти диалог пытаются. Так, например, есть сайт профстажировки.рф, где различные кейсы-задания размещают реальные потенциальные работодатели со всей России. Любой студент с любого уголка России может взять какой-то из этих кейсов за основу своей курсовой или дипломной работы и отправить работодателю. Если того устроит решение его задачи, он может пригласить ученика на стажировку или практику. Сейчас на сайте портала 413 кейсов от 107 кузбасских партнеров, среди которых «Азот», «Распадская угольная компания», «ЕВРАЗ ЗСМК», школы, гимназии и техникумы и «частники».

Как рассказала министр образования и науки Кузбасса Софья Балакирева, для оценки качества подготовки обучающихся в федеральные госстандарты введен демонстрационный экзамен, который проводится по стандартам Ворлдскиллс в рамках итоговой аттестации в колледжах и техникумах. Студенты также участвуют в конкурсах профмастерства и демонстрируют себя на чемпионатах по строительству, информационным и коммуникационным технологиям, творчеству и дизайну, производству и инженерным технологиям, сфере услуг, транспорту и логистике, образованию. Промышленные предприятия (они же социальные партнеры и работодатели) получают доступ к единой базе выпускников, прошедших демонстрационный экзамен, могут оценить их профессиональные навыки и умения в том числе по чемпионатам и подобрать себе лучших молодых специалистов.

Например, студент Кузнецкого индустриального техникума завоевал серебряную медаль в финале восьмого национального чемпионата «Молодые профессионалы» по компетенции «Промышленная механика и монтаж» и получил приглашение на работу токарем от АО «ЕВРАЗ ЗСМК». Это же предприятие трудоустроило «засветившихся» на конкурсе Алексея Николаева и Владимира Швецова, выпускников этого же техникума по специальности «Информационные системы и программирование».

Часто, как рассказывают власти, обновляется оборудование в вузах и создаются современные условия для образования. Хирургический блок симуляционного центра КемГМУ, например, самый популярный в университете. В конце марта старшекурсники тут отрабатывали технику освоения лапароскопического шва, работая на эндоскопической видеостойке. В ней заложены десятки обучающих разных по степени сложности операций, некоторые из которых недоступны большинству практикующих хирургов. Студенты тренируются на манекенах, очень похожих на людей.

«Все техникумы и колледжи, вузы региона готовят специалистов, соответствующих современным требованиям. Для этого образовательные организации активно сотрудничают с предприятиями региона, собирают информацию о потребности в кадрах, требованиях предприятий к подготовке специалистов и корректируют образовательные программы с учетом мнения работодателей. Студенты во время обучения могут передумать и решить связать свою жизнь с другой специальностью. В любом случае большинство выпускников образовательных организаций Кузбасса трудоустраиваются и продолжают работать в регионе», - заключает Софья Балакирева.

По данным регионального Минтруда на начало весны 2021 года, больше всего в Кузбассе сейчас требуется людей рабочих и социально-значимых специальностей.
Профессия Свободное рабочее место Зарплата в рублях
     
Водитель автомобиля 2301 9-150 тыс
Продавец в магазин 622 8-50 тыс
Медсестра  590 1,6-39 тыс
Электрогазосварщик 561 16-150 тыс
Повар 468 9-74 тыс
Врач  320 5,5-80 тыс
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах