267

Питатель детских душ. Как найти подход к ребёнку

Анна Городкова / АиФ

Принято считать, что самые недолюбленные дети в детских домах. Но воспитатель кемеровского детского сада №179 Оксана Денеко уверена, что обычным детям из обычных садов иногда требуется гораздо больше внимания. Десять лет она дарит часть себя маленьким девчонкам и мальчишкам, помогая формировать в них здоровых личностей. Корреспондент «АиФ в Кузбассе»  побывал на одном занятии кемеровчанки.

Торт из печенья

Светловолосая девочка с косичками тоскливо сидит перед тарелкой с печеньем, подперев подбородок руками. У детей старшей группы полдник после сончаса. Хрустят почти все, кроме нее.

- Стеша, почему ты не ешь? – спрашивает ее воспитательница.

- Не хочу, я не люблю печенье… - грустит Стеша.

- Но ведь ты его даже не попробовала. Оно бывает очень вкусным, особенно если сделать из него торт. Ты ела торт из печенья?

Стеша на минуту задумывается и отрицательно качает головой, зато другие дети оживляются.

- Ребята, а давайте как-нибудь сделаем торт из печенья – каждому свой, небольшой, - предлагает педагог и встречает восторженные «да». Так из ничего родилось будущее событие.

Оксана Денеко – мастер придумывать увлечения. И вселять веру в чудеса. В старших группах она проводит проект «Земля»: дает попробовать детям смесь, похожую на землю, из печенья и шоколада и говорит, что когда-то земля была вкусной. Такой же вкусной, как фрукты, овощи и ягоды, которые растут из нее. На логичный детский вопрос: «Почему мы не едим землю сейчас?» объясняет, что земля очень загрязнена и нужно прекратить мусорить. После этого дети сразу начинают следить, чтобы мусор попадал строго в урну.

Фото: АиФ/ Анна Городкова

Летом ребята празднуют фестиваль Холи и обсыпаются разноцветной краской, а перед выпускным ищут на территории сада «волшебное дерево», расцветающее только раз в году, - на нем «растут» ручки и тетрадки, конфеты и носочки.

«Я никогда не отношусь к таким проектам и мероприятиям как к обязанности. Всегда все делаю на вдохновении и энтузиазме. Больше радуюсь за детей и помню только их удивленные и счастливые лица», - говорит Оксана Александровна и признается: в роли воспитателя себя не видела и вообще всю жизнь работала поваром. Пришелся случай – устраивала младшего сына в группу дневного пребывания и получила приглашение поработать вечерней няней. Очень поддержала тогда заведующая Татьяна Новоселова – именно она увидела в новенькой потенциал и помогла стать педагогом с образованием.

«Конкретных правил у меня нет. Единственное, чего я придерживаюсь: к ребенку нужно относится как ко взрослому (но с учетом того, что это ребенок). На полном серьёзе обсуждать с ним его детские дела. Иногда делать вид, что не понимаешь, как он смог отремонтировать машинку или одеть кукле платье. Признаться, что не у всех взрослых это получается. Не бояться выглядеть глупым или слабым. Чаще спрашивать мнение по каким-либо вопросам. Нужно дать почувствовать детям их важность в нашей жизни».

Не больной, а такой

- Покизить, - светловолосый мальчик уверенно ходит взад-вперед.

- Покизить, – на две секунды требовательно заглядывает в глаза и снова идет взад-вперед.

- Покизить! – делает попытку объясниться еще раз и уходит в другую часть комнаты.

В этой группе есть два ребенка с неврологическими проблемами. Поведение одного из них порой особенно сложно предугадать. Он может отобрать игрушку, укусить или ударить, если нарушить понятный только ему порядок. Может не слушать и жить по собственному режиму – например, встать посредине занятия и пойти собирать конструктор. Сначала дети злились и обижались на него, пока Оксана не начала объяснять, что их одногруппник особенный: не больной, а просто такой, и к этому надо привыкнуть. Они вместе рисовали цепочку ДНК и выясняли, что потеря даже одного звена может сделать человека другим. После этого ребята стали относиться к мальчику более предусмотрительно и бережно, уступали место или игрушку легче и охотнее.

Воспитателей раньше называли пестунами, потому что они пестовали, то есть наставляли детей. Наша героиня уверена, что именно этот смысл заложен в ее профессию, и он не про математику и развитие речи: «Это про ощущение к жизни, к другим людям, к себе и миру вокруг. Дети не слышат нас, дети видят и повторяют за нами. Мы питаем детей нашей энергией, отношением и видением окружающего. Поэтому воспитатель в первую очередь должен быть оптимистично настроен, спокоен и уверен, уметь находить выход (а иногда и вход) из разных ситуаций. Иметь твердое и понятное объяснение всему происходящему: самое страшное, что может услышать ребенок в ответ на вопрос «Почему?», ответ «Потому!».

Сейчас много времени уходит на ненужную бюрократию. Педагоги заполняют множество тетрадей и журналов по самым разным вопросам, начиная от ежедневного двухразового осмотра детей от клещей весной и летом и заканчивая рейдами территории на наличие посторонних вещей. Мир все строже, требований и страхов больше. Когда успевать учить и заниматься собственными детьми? Приходиться приспосабливаться.

Вина напополам

- Оксана Александровна, Саша наступил мне на живот! – обиженный мальчик стоит и ждет защиты.

- Как он наступил? Ты стоял, а он взял и наступил тебе на живот? – воспитатель полностью разворачивается к ребенку и внимательно его слушает.

- Нет, я лежал на ковре.

- А почему ты лежал на ковре? На ковре ходят, сидят, стоят, но не лежат. Наверное, Саша решил, что ты кровать, и наступил на тебя. Твой поступок спровоцировал его действия, он подумал, что с тобой так можно поступить. Он виноват, но виноват и ты. Ваша вина напополам. Прежде чем что-то делать, надо подумать. Понимаешь? – ребенок неуверенно и задумчиво кивает.

У детей есть даже специальная «мирительная» рубашка – оранжевая футболка самого большого размера с нашитым белым сердцем.  Когда ребята ссорятся и не могут простить друг друга, Денеко берется их мирить и надевает рубашку на обоих. Мир гарантирован. Жалко, что такой нет во взрослой жизни.

Фото: АиФ/ Анна Городкова

«Проблема недолюбленных детей – это совокупность многих проблем. И родителей, и учителей, и самих детей, и, конечно, общества. Основная часть вины лежит на родителях. Не уследили, не уберегли от дурного влияния, не поговорили, не поддержали вовремя. Но… когда? Большинство взрослых на двух работах, на трех подработках, а дома голодная семья ждет ужин. А еще отчеты, планы, родительские чаты, стирка, глажка, уборка, дача и пожилые родители, которым тоже нужна помощь.

К учителям в школе дети давно перестали испытывать уважение. Если что-то не понравилось, можно мгновенно написать (гневный, жалостливый, оскорбительный – выберите нужное) пост в соцсети, и через час вся страна поделится на два лагеря. Одни будут осуждать и требовать увольнения педагога, другие требовать наказать ученика. Зачем это учителю и школе? Родителям некогда. Школа не авторитет. Общество давит про самовыражение и осознание себя как уникальной личности. Чтобы подростку получить так необходимое ему внимание через что-то доброе и хорошее, времени уйдет очень много. Гораздо проще сделать плохое. И, к сожалению, сверстниками ценится это гораздо выше, лайков получаешь намного больше. 

Чтобы научиться слышать детей, надо просто их слушать. Отбросить хоть на минуту свои взрослые дела и полностью вникнуть в дела ребенка. Все детские капризы и истерики (да и взрослые тоже) – это завуалированная просьба о внимании. Но если взрослые еще как-то могут выразить словами свои чувства, то дети нет. Поэтому разговаривайте с детьми, копайте, ищите первопричину, и будет вам счастье», - советует Оксана.

Кстати
Во что поиграть с ребенком без приспособлений в ожидании автобуса или очереди в поликлинике? В «Кыс – брысь!» играют два человека. Один держит кисти прямо ладонями вниз. Другой начинает поглаживать пальцами ладони другого игрока снизу со словами «Киис, киис» и при слове «Брысь!» внезапно легонько ударяет руки играющего сверху. Второму игроку нужно среагировать и вовремя убрать руки. После нескольких раз роли меняются.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах