В марте отмечается международный день рек. В честь этого праздника kuzbass.aif.ru узнал, кем были первые русские поселенцы на главной водной артерии региона – Томи, зачем они перебрались сюда и как выживали. Об этом рассказала кандидат исторических наук, этнограф Людмила Скрябина, в рамках историко-краеведческого проекта «Кузбасс – взгляд в историю». Жизнь первых русских в Притомье она изучала не только по архивным источникам, но и ездила в научные экспедиции по кузбасским деревням.
Неспокойный век
Отправной точкой начала заселения русскими Притомья стало строительство Томска в 1604 г. Томские татары (эуштинцы), жившие на этих землях, сами попросили, чтобы русский царь построил город.
Помимо эуштинцев, на территории современного Кузбасса жили карагасы, остяки, кыргизы, тюльберы, телеуты, абинцы, бирюсинцы. Большинство народов жили оседло вдоль Томи и её притоков, занимались охотой, рыболовством, примитивным земледелием.
После постройки крепости в Томске остались сто казаков. В их задачи входило присоединение земель и сбор ясака с новых жителей России (натурального налога пушниной). Однако не все были готовы принять новую власть. Присоединение шло как мирным, так и немирным путем. Оседлые племена тюльберов, карагасов, телеутов, эуштинцев вступили добровольно. А попытки обложить налогом кыргизов и кузнецких татар (абинцев) оказались безуспешными.
Русские стали заселять территорию современного Кузбасса с начала XVII в. Первые сто лет ни казаки, ни крестьяне по своей воле сюда не приезжали.
Эти неудачи сподвигли Москву к тому, что нужно строить укреплённый пункт в землях кузнецких татар. И в 1618 г. был построен Кузнецкий острог (сейчас Новокузнецк). Первые два года в нём служило всего 10 человек. К 1624 г. сформировался постоянный гарнизон, с 58 пешими и конными казаками. Верстались они в Томске, Москве и в Тобольске. В составе первого гарнизона 27 человек были служилыми людьми, 20 - добровольцами (обычно вольноотпущенные холопы или беглые) и 11 человек черкесской породы (так тогда называли украинцев).
Изначально оба острога пополнялись переведенцами по государеву указу из других регионов, а также пленными (в основном из Речи Посполитой). Но уже к середине XVII в. численность гарнизонов росла в основном за счёт детей и внуков первых казаков.
Земледельческое освоение Притомья началось с государевой десятинной пашни: нужно было выплачивать казакам хлебное жалование. Близ Томска первая запашка была сделана уже в 1607 г., и на неё были отправлены 100 пашенных крестьян из Верхотурья, сосланных за опалу. В Кузнецком остроге пашня была заведена в 1624 г., на неё прислали 14 крестьян. Позже число крестьян пополнялось в основном за счёт ссыльных. Установить, откуда были эти люди, невозможно. Скорее всего, это были тоже пашенные крестьяне или преступники, которых ссылали из европейской части России. Поскольку изначально деревень не было, то они ставили дома возле острога, могли жить и в самих городах.
Служилое население росло быстро, и пашни не хватало, чтобы обеспечить всех хлебом. Казаки вынуждены были сами обрабатывать землю. Они выбирали себе участки по душе. Из казачьих заимок возникли первые сельские поселения на территории Кузбасса. Так, кузнецкие казаки в XVII в. основали деревни Атаманова, Кузедеева, Ананьина, Калачёва, Красулина, Безрукова, Шорохова и др. Эти посёлки существуют по сей день.
А томские служилые люди основали первые деревни в Яшкинском и в Юргинском районах: во второй половине XVII – Сосновский и Верхотомский остроги, для защиты пашен. В Сосновский стан входило более ста деревень, в Верхотомский – три.
Жизнь русских Притомья в XVII в. была очень опасной: регулярно нападали кочевники, убивали людей, уводили скот, разоряли пашни. Спокойное время здесь наступило только после 1703 г., когда кыргизские княжества вошли в состав Джунгарского ханства и ушли за пределы Южной Сибири.
Таким образом, первые русские стали заселять территорию современного Кузбасса с начала XVII в. В 1604-1720 гг. заселение шло принудительно: ни казаки, ни крестьяне по своей воле сюда не приезжали. Больше всего было выходцев из северных, северо-западных и центральных уездов России. В основном население области состояло из служилых людей. Об этом можно судить по количеству дворов: в 1670 г. за казаками числилось 962 двора, за крестьянами - 153.
Из служилых – в крестьяне
В 1724 г. сословный состав резко поменялся. Царь Пётр подписал указ, и в одночасье все невёрстанные дети боярские, конные и пешие казаки, их дети, которые имели свои пашенные земли, были переведены в разряд крестьян. То есть большинство из 962 дворов служилых людей по росчерку царского пера резко стали крестьянскими. И с этого года Кузбасс на долгое время стал крестьянским краем.
Угрозы нападения кочевников больше не было, и миграция стала продвигаться на юг: стали заселяться территории современного Кемеровского, Ленинск-Кузнецкого, Беловского районов.
Это уже были вольные переселения: люди переезжали добровольно, в основном за счёт внутренних миграций. Старожилы из окрестностей Кузнецкого, Сосновского и Верхотомского острогов постепенно расселялись по другой территории. Притока населения извне почти не было, а увеличение численности шло за счёт естественного прироста.
Взрывной рост
С началом ХХ в. устоявшаяся культурная однородность русского Притомья изменилась: начался массовый приток столыпинских переселенцев из центральных, южных, западных районов европейской России. Откуда сюда только не ехали! Из Воронежской, Орловской, Тамбовской, Пензенской, Казанской, Оренбургской, Витебской, Гомельской, Гродненской, Могилевской, Полтавской, Харьковской, Черниговской губерний. Уже в 1906 г. – в первый год реформы - в Томской губернии осело 22% от общего числа переселенцев, последовавших за Урал. Взрывной рост!
Это сейчас Кузбасс известен как промышленный регион. А основным занятием первых русских было земледелие.
Большинство селилось на специально отведённых для них участках. Но были и такие, кто предпочитал поселиться в уже обжитых местах в старожильческих сёлах. Например, только в одной Пачинской волости в 1915 г. в каждой деревне было по 10 - 15 семей переселенцев. Есть общая закономерность: все старались селиться землячествами. В старожильческих сёлах образовывали отдельную улицу, первоначально стараясь не смешиваться с местными жителями.
Меню без гречки и свиней
Основным занятием было земледелие. Выращивали, в основном, яровую пшеницу и озимую рожь. Второй по популярности был овёс, в том числе и на продажу, ведь у всех были лошади. Также выращивали ячмень, ярицу, горох; из технических культур – лён, коноплю, из огородных овощей – брюкву, капусту, морковь, репу, лук. Столыпинские переселенцы привезли новые культуры – пшеницу «краснотурку», гречу, просо, горчицу, подсолнечник, фруктовые деревья и бахчевые культуры.
Главным животным была лошадь. По данным на конец XIX в., у старожилов во дворе было по 4-6 лошадей, по 3-7 голов крупного рогатого скота, овцы, козы. А свиней завезли переселенцы.
Сибиряки за скотом особо не ухаживали. С Егория Вешнего (6 мая) отправляли весь скот в поскотину - это территория за деревней, огороженная изгородью, чтобы не допустить животных на поля. Скот там находился сам по себе. Выгоны с пастухом - это нововведение переселенцев. Когда наступала зима, скот загоняли во дворы, в крытые загоны. Не было специальных помещений, стаек. Моду на тёплые стайки, хлева привезли переселенцы, старожилы это переняли.
Традиционные промыслы жителей Притомья можно разделить на домашние, которые потреблялись внутри семьи, и товарные, которые давали дополнительный заработок. Основным товарным промыслом был извоз. Охотой промышляли в основном в Кузнецком уезде. Там, где росли кедры, был ореховый промысел. Повсеместно было развито пчеловодство.
Гончарным, столярным или обувным ремеслом занимались единицы. В основном всё покупали – в Томске, Кузнецке, Мариинске или на сельских ярмарках. Дома мужчины занимались ремонтом, изготовлением деревянных орудий труда. Могли мебель делать - лавки, кровати. Женщины занимались обработкой льна. Зимой пряли и ткали. Одежду в основном шили сами.
«Мы русские, а они – расейские»
Как встретили старожилы столыпинских переселенцев? Во время экспедиции в 1990-х годах Людмила Скрябина общалась с потомками и тех, и других. Старожилы ей рассказывали: «Мы-то русские, а они – россейские». Потомки старожилов, как правило, не знали, откуда идёт их род. Куда бы ни приезжала исследователь, все ей рассказывали историю: они чалдоны, с Чала и Дона. По мнению историка, это фольклор.
«В литературе XIX в. вообще нет такого названия. До ХХ в. никто не называл в Сибири себя чалдонами. В словаре Даля слово «чалдон» обозначает вор, каторжник, беглец. Моё предположение, что изначально чалдонами сибиряков стали называть как раз переселенцы, потому что, по мнению всех российских, здесь жили каторжники. Но потом, чтобы себя как-то отделить (потому что противостояние «мы-они» длилось долго), чалдоны, русские, придумали эту историю сами для себя: мол, смотрите мы такие вольные, бежали сюда от царя с Чала и Дона», - рассуждает исследователь.
У старожилов встречалась и другая версия: царь сослал их сюда. Редко кто вспоминал, что были казаки и что они их потомки.
Сибиряки отмечали, что переселенцы трудолюбивые. А переселенцы с уважением отзывались о чистоте и порядке у местных.
Сибиряки называли переселенцев лапотниками. «Россия-то в лаптях ходила. По первости чудно было, как они по снегу в лаптях шлёпали», - говорили они.
Для выходцев из европейской России, которые намаялись с нехваткой земли и неурожаями, главным критерием было отношение к работе. Сибиряки им казались лентяями, отзывались о них так: «Работать-то чалдон горазд, да только все у них по старинке. Встают, когда солнце встало, затем поедят, а потом помаленьку заложат лошадь и поедут на пашню. Сделают полосу - время чай пить. А потом и обед».
Старожилы с не меньшим пристрастием относились к земледельческим способностям новичков, смеялись над ними: «Эти-то нонче маленько подучились. А то раньше пахать едет и бабу с собой берёт, за плуг её ставит. Да ещё и ребятишек».
Для сибиряка же главным качеством была чистоплотность. И все потомки сибиряков рассказывали исследователю про переселенцев: мол, они неряхи-неумывахи, рассея-засеря, чернопятные, у них вечно грязно.
Но были и положительные оценки. Сибиряки отмечали, что переселенцы трудолюбивые. А переселенцы с уважением отзывались о чистоте и порядке у местных.
В быту взаимодействие происходили достаточно активно: и те, и другие перенимали друг у друга что-то новое в огородничестве, в животноводстве, строительстве, одежде. Гораздо дольше была обособленной духовная культура – песни, обряды, особенно если переселенцы жили особняком. Например, Людмила Скрябина в 2015 г. обнаружила в Тяжинском районе, что потомки переселенцев на Ивана Купала наряжали Ваньку. Это исключительно украинская традиция, нигде больше так не делают.
«Сложно сказать, как сложилась бы традиционная культура в Сибири, когда она стала бы сочетать все черты старожилов и переселенцев. Вскоре случилась революция, гражданская война. Эти события в корне изменили течение традиционной культуры», - резюмирует Людмила Скрябина.