Главная беда в том, что часто мы не знаем, куда обратиться с нашими проблемам и как добиться от чиновников ответа, а не отписки. В 2014 г. Учватов создал интернет-ресурс «Открытый город» и стал помогать кузбассовцам отстаивать свои права.
Всё началось с дороги
Максим Учватов |
В 2013 г. Максим Учватов переехал в новый микрорайон - в «Серебряный бор». Всё, казалось бы, было хорошо: квартира уютная, подъезды аккуратные. Но однажды вечером мужчина вернулся домой и обнаружил, что припарковать машину во дворе ему негде. «Знаю, что напротив дома должна быть большая дорога с парковкой. Проехал, проверил – её просто нет! Проехал по соседним дворам, оказалось, что везде есть дороги. Решил разобраться, как же так произошло, что наш двор обделили», - рассказывает общественник.
Работа была больше похожа на детективный сериал: бесконечные письма в администрацию, отписки чиновников, мол, ждите, в следующем году всё сделаем. Но, как оказалось, соседи уже не первый год получали такие ответы, поэтому ждать этого «следующего года» казалось просто бессмысленным. В итоге пришлось обратиться в прокуратуру. На борьбу ушло два года, но теперь во дворе есть хорошая парковка.
Дружные соседи
Как признаётся Максим Петрович, много проблем, с которыми сегодня сталкиваются кузбассовцы - жители многоквартирных домов, касаются взаимоотношения с управляющими компаниями. Учватов уверен, что работа со своим общим имуществом начинается с простого - с дружбы между соседями. И яркий пример - его дом по пр. Шахтёров. Общими усилиями Максим Петрович и его соседи добились смены управляющей компании и теперь вместе решают, как сделать свой дом и двор лучше.
«Конечно, сменить управляющую компанию было сложно. Начали мы в первой половине 2014 г., но успеха не добились. Дело в том, что в нашем доме 406 квартир. В среднем в каждой минимум по два собственника. Выходит, что собственников точно больше 800. Решения о смене управляющей компании мы должны принять на общем собрании, для этого нужно, чтобы согласны были 51%. Понятно, что оперативно получить результат невозможно», - рассказывает общественник. Однако в 2015 г. кемеровчане всё-таки добились своего и начали преображать дом.
Теперь дети перестали вытаптывать газон, потому что вместо зарослей здесь разбили клумбы и посадили деревья. Вычистили все чердаки и подвалы, каждое лето красят подъезды. Как признаётся общественник, конфликты и споры с управляющей компанией сегодня возникают редко. Но если и случаются, то решают их быстро и, что немало важно, мирно. Кстати, после того как жители ближайших домов увидели, как преобразился его дом и двор, к Учватову стали обращаться старшие по домам за советом. Тогда новых управленцев выбрали сразу пять-шесть домов.
Как работает система
Решая вопросы, которые касаются лично его, Учватов понял: в целом проблемы у людей похожи. Ведь не зря соседи по микрорайону стали к нему обращаться за советом, как сменить управляющую компанию. «Но практика показывает, что 90% всех проблем можно решить. Беда в том, что не каждый знает, куда обратиться, потому что у нас очень сложная правовая система. В итоге люди пишут чиновникам, получают непонятные отписки, и дело встаёт. Чтобы помочь землякам, решил создать оптимальный интернет-ресурс. Хочу показать, что государственная система работает, если с ней правильно обращаться», - рассказывает Максим Учватов.
Сам Учватов - экономист по образованию. Но за время своей общественной работы на практике получил в том числе и юридические знания, потому что по каждому вопросу внимательно изучает законы. Ведь именно в них можно найти решение проблемы, потому что любая государственная структура и коммерческая компания работают в соответствии с законодательством. «Конечно, сложно разобраться во всех плоскостях. Например, мы часто сталкиваемся с проблемой: из крана с горячей водой бежит долгое время холодная. В итоге мы стоим и ждём, пока она всё-таки нагреется. Куда жаловаться? Оказывается, в Роспотребнадзор. А вот если слабый напор - то в государственную жилищную инспекцию. Дело в том, что законодательные механизмы контролируют разные государственные органы. Мы помогаем определиться, куда писать обращение и как писать», - рассказывает общественник.
«Мы» здесь - это целый неформальный союз активистов, которых объединил вокруг себя Учватов. Это люди из разных сфер деятельности, с разным образованием, которые готовы делиться своими знаниями с кузбассовцами и совершенно бесплатно помогать им решать проблемы. Ежедневно в среднем Учватову приходит по десять писем. С каждой конкретной проблемой он работает и старается помочь. Например, обратилась к нему кемеровская актриса и спросила, что делать, если двор требует ремонта, а ремонтировать его никто и не планирует. Общественник помог сформировать обращения в администрацию, и двор отремонтировали в тот же год.
Результат есть
Учватов своим примером показал: если не сдаваться, а идти до конца, то своего точно добьёшься. Конечно, не быстро. Но главное - не терять терпения и желания решить проблему. Например, в конце 2014 г. общественник обнаружил свалку в 12-м микрорайоне Кемерова. Написал обращение в департамент природных ресурсов, Росприроднадзор, получил отовсюду отписки. Пришлось писать в прокуратуру. Прокурор, в свою очередь, подал иск в суд на администрацию города. На суде Максим Петрович выступал свидетелем. Естественно, суд обязал мэрию ликвидировать свалку. «Но чиновники не спешили. Я не отстал. Сейчас свалки нет. Когда власть отвечает простым гражданам, постоянно возникают сомнения, что кто-то пытался хорошо разобраться в проблеме. Если обращаюсь я, то госорганы реагируют, потому что понимают, что не успокоюсь и буду жаловаться в прокуратуру. Уверен, что если мы все будем бороться, то сломаем систему отписок», - рассказывает Учватов.
Но, конечно, не нужно забывать и о собственном воспитании. «Начать нужно с себя и со своих детей, чтобы они элементарно не бросали самолётики из окон. Бережное отношение к своему дому и двору, поддержание чистоты не менее важно. Можно бесконечно вкладывать в дом деньги, но всё будет зря, если одни будут красить подъезды, а другие - разрисовывать стены всякой ерундой», - уверен общественник.