Расходы растут?
Это уже стало традицией в Кузбассе: перевозчики жалуются на растущие цены и «вымаливают» дополнительные рубль-два за билет. Каждый раз они сетуют на то, что горючее подорожало. В октябре-ноябре прошлого года газовое моторное топливо стоило 17,58 руб., в нынешнем сентябре – 16,89 руб., дизельное топливо в ноябре 2014 г. продавалось по 33,74 руб., а сейчас – по 33,78. Т. е., судя по данным Росстата, горючее или подорожало на несколько копеек, или вовсе подешевело. А цены на билеты перевозчики просят увеличить на 20‑33%. На что тратятся транспортники?
Ждать антитарифа?
Кузбассовцы наверняка помнят прошлогоднюю ситуацию с ценами на проезд, когда новокузнецкие маршрутчики бойкотировали областное повышение и в знак протеста (мол, государственные автопредприятия бездумно тратят деньги и возят воздух) сравняли стоимость билетов в частных автобусах с муниципальными. Будет ли в этом году протестный антитариф? «Расходы транспортников растут, а прибыли – нет. Поэтому, если сейчас выйдет документ РЭК о повышении, мы, разумеется, поднимем стоимость проезда. Однако под недавним обращением транспортников о повышении платы за проезд мы не подписывались», – рассказала директор некоммерческого партнёрства «Автолайн» Евгения Корюкова.
Причина, по которой новокузнецкие частники особо не настаивали на повышении, в том, что с января вступает в силу закон «Об организации регулярных перевозок пассажиров…», по которому частные маршруты подходят под определение «нерегулируемые тарифы». Т. е. осталось всего три месяца, и частники перестанут подчиняться РЭК и смогут устанавливать цены по своему усмотрению. «Не было смысла готовить документы, всё рассчитывать, поэтому тихо, скромно сидели и молчали, ждали нового года», – объясняет Евгения. Помимо этого, новокузнецкие частники заинтересованы в популяризации транспортных карт.
Напомним, летом маршрутчики начали внедрять карты для безналичного расчёта за проезд – более выгодного для пассажира, т. к. «наличный» билет стоит 17 руб., а электронный – 15. Но, как поясняет Евгения Корюкова, разницы в 2 руб. недостаточно для массового использования ноу-хау горожанами. Предприниматели планировали, что с января воспользуются новым законом и установят больший разбег: электронную плату на уровне стоимости проезда в муниципальных автобусах, а наличную плату – на 4 руб. дороже. Т. е. можно будет проехать в маршрутке за 16 руб., а можно – за 20. Но, видимо, билеты начнут дорожать на два месяца раньше запланированного срока.
«Снежная» примета
С первыми заморозками взлетают цены на овощи, а как снег окончательно ляжет – проезд дорожает. Эта примета работает последние пять лет. «Полагаю, в том, что ежегодно цены на проезд в городском транспорте повышаются в ноябре, есть две причины. Во-первых, это может быть связано с ростом цен на топливо, во-вторых – с утверждением бюджетов на следующий год. Поскольку муниципальные перевозки дотируются казной, то важно с осени знать, какие расходы понесёт бюджет в новом году, и заложить соответствующие цифры», – объясняет сезонность дорожания кандидат экономических наук, декан экономического факультета НФИ КемГУ Сергей Часовников. На вопрос о том, можно ли остановить или хотя бы притормозить процесс повышения цен на проезд, экономист отвечает: «В принципе возможно, если создать конкуренцию на этом рынке. Нынешнее большое количество мелких предпринимателей – не в счёт, т. к. они связаны, все пытаются каким-то образом договориться.
Но проблема не только в этом. Чтобы остановить рост тарифов, нужно сдерживать цену на бензин, на все базовые энергоносители и прочие ресурсы. А пока у нас цены на всё необходимое транспортной отрасли растут, будет расти и стоимость транспортных услуг – они же не могут работать себе в убыток. Так что сдерживать рост цен за проезд по каким-то позициям возможно, но в целом этот процесс очень сложно остановить». Транспортники просят о повышении на 3-5 руб. РЭК подготовила проект, по которому с 1 ноября тарифы увеличиваются на 1 руб. Окончательное решение, повышать ли плату за проезд и на сколько, остаётся за губернатором.