Примерное время чтения: 5 минут
381

Приехали. Почему цены на проезд в Кузбассе повышаются каждый год?

Видимо, скоро общественный транспорт станет дорогим удовольствием.
Видимо, скоро общественный транспорт станет дорогим удовольствием. / Любовь Алексеева / АиФ

Транспортники попросили губернатора о повышении цены за проезд на 3-5 руб. Мол, цены на запчасти, горючее, страховки подскочили. Эта «песня» повторяется из года в год.

Расходы растут?

Это уже стало традицией в Кузбассе: перевозчики жалуются на растущие цены и «вымаливают» дополнительные рубль-два за билет. Каждый раз они сетуют на то, что горючее подорожало. В октябре-ноябре прошлого года газовое моторное топливо стоило 17,58 руб., в нынешнем сентябре – 16,89 руб., дизельное топливо в ноябре 2014 г. продавалось по 33,74 руб., а сейчас – по 33,78. Т. е., судя по данным Росстата, горючее или подорожало на несколько копеек, или вовсе подешевело. А цены на билеты перевозчики просят увеличить на 20‑33%. На что тратятся транспортники?

«Стоимость запчастей за год выросла примерно на 45%. Если в прошлом году я платил 8800 руб. в месяц за стоянку автобуса (сюда входят услуги медика и механика, место для ремонта), то в этом году – 9900 руб. С нового года обещают поднять цену ещё на 20%. А что творится со страховками – вообще не выразить словами: полис ОСАГО в 2013 г. мне обходился в 4700 руб., а в 2014 г. – 16 тыс.!» – рассказал корреспонденту «АиФ-Кузбасс» на условиях анонимности предприниматель, занимающийся пассажирскими перевозками. По его словам, с 2013 г. в целом он стал тратить на 50% больше, и у остальных транспортников примерно такие же расходы.

Ждать антитарифа?

Кузбассовцы наверняка помнят прошлогоднюю ситуацию с ценами на проезд, когда новокузнецкие маршрутчики бойкотировали областное повышение и в знак протеста (мол, государственные автопредприятия бездумно тратят деньги и возят воздух) сравняли стоимость билетов в частных автобусах с муниципальными. Будет ли в этом году протестный антитариф? «Расходы транспортников растут, а прибыли – нет. Поэтому, если сейчас выйдет документ РЭК о повышении, мы, ра­зумеется, поднимем стоимость проезда. Однако под недавним обращением транспортников о повышении платы за проезд мы не подписывались», – рассказала директор некоммерческого партнёрства «Автолайн» Евгения Корюкова.

Причина, по которой новокузнецкие частники особо не настаивали на повышении, в том, что с января вступает в силу закон «Об организации регулярных перевозок пассажиров…», по которому частные маршруты подходят под определение «нерегулируемые тарифы». Т. е. осталось всего три месяца, и частники перестанут подчиняться РЭК и смогут устанавливать цены по своему усмотрению. «Не было смысла готовить документы, всё рассчитывать, поэтому тихо, скромно сидели и молчали, ждали нового года», – объясняет Евгения. Помимо этого, новокузнецкие частники заинтересованы в популяризации транспортных карт.

Напомним, летом маршрутчики начали внедрять карты для безналичного расчёта за проезд – более выгодного для пассажира, т. к. «наличный» билет стоит 17 руб., а электронный – 15. Но, как поясняет Евгения Корюкова, разницы в 2 руб. недостаточно для массового использования ноу-хау горожанами. Предприниматели планировали, что с января воспользуются новым законом и установят больший разбег: электронную плату на уровне стоимости проезда в муниципальных автобусах, а наличную плату – на 4 руб. дороже. Т. е. можно будет проехать в маршрутке за 16 руб., а можно – за 20. Но, видимо, билеты начнут дорожать на два месяца раньше запланированного срока.

«Снежная» примета

С первыми заморозками взлетают цены на овощи, а как снег окончательно ляжет – проезд дорожает. Эта примета работает последние пять лет. «Полагаю, в том, что ежегодно цены на проезд в городском транспорте повышаются в ноябре, есть две причины. Во-первых, это может быть связано с ростом цен на топливо, во-вторых – с утверждением бюджетов на следующий год. Поскольку муниципальные перевозки дотируются казной, то важно с осени знать, какие расходы понесёт бюджет в новом году, и заложить соответствующие цифры», – объясняет сезонность дорожания кандидат экономических наук, декан экономического факультета НФИ КемГУ Сергей Часовников. На вопрос о том, можно ли остановить или хотя бы притормозить процесс повышения цен на проезд, экономист отвечает: «В принципе возможно, если создать конкуренцию на этом рынке. Нынешнее большое количество мелких предпринимателей – не в счёт, т. к. они связаны, все пытаются каким-то образом договориться.

Но проблема не только в этом. Чтобы остановить рост тарифов, нужно сдерживать цену на бензин, на все базовые энергоносители и прочие ресурсы. А пока у нас цены на всё необходимое транспортной отрасли растут, будет расти и стоимость транспортных услуг – они же не могут работать себе в убыток. Так что сдерживать рост цен за проезд по каким-то позициям возможно, но в целом этот процесс очень сложно остановить». Транспортники просят о повышении на 3-5 руб. РЭК подготовила проект, по которому с 1 ноября тарифы увеличиваются на 1 руб. Окончательное решение, повышать ли плату за проезд и на сколько, остаётся за губернатором.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах