aif.ru counter
796

«Двухъядерная» область. Зачем Кузбассу проект единой агломерации?

Агломерацию нельзя создать или упразднить – люди всё равно будут или не будут ездить, независимо от того, какие решения примет власть.
Агломерацию нельзя создать или упразднить – люди всё равно будут или не будут ездить, независимо от того, какие решения примет власть. © / Ольга Лебединская / АиФ

«Люди будут согласны постоянно ездить в соседний город на работу лишь тогда, когда дорога не будет отнимать больше полутора часов, и никакие проекты властей не заставят их делать по-другому», – считает кандидат экономических наук Роальд Бабун.

Изобретение без границ

Анна Иванова, «АиФ-Кузбасс»: – Летом Кемеровская область попала в число 16-ти регионов, в которых будут создавать агломерации. Эту работу инициировало Минрегионразвития. Но министерство ликвидировано, а уникальность кузбасской идеи о создании «двухъядерной» (с двумя центрами) агломерации вызывает много вопросов. Роальд Владимирович, что такое вообще «агломерация городов» и что даёт жителям такое объединение?

Роальд Бабун: – Агломерация – это естественно возникшее образование из нескольких близлежащих городов и прилегающих к ним территорий, её границы могут не совпадать с юридически установленными границами муниципалитетов. Тесные связи между городами возникают объективно, в силу их фактической территориальной близости. Как следствие, все жители получают возможность пользоваться услугами, доступными проживающим в крупных городах, более широкий выбор места работы, возможность соз­давать более крупные и более экономичные инфраструктурные объекты, предназначенные для нужд сразу нескольких муниципалитетов, – дороги, водопроводы, системы канализации, предприятия по переработке бытовых отходов, по производству местных стройматериалов и т. д.

В научном мире принято считать, что агломерация должна иметь по меньшей мере три признака: значительное население (не меньше 500 тыс. жителей), тесная близость поселений (общая площадь не больше 45 тыс. кв. км) и наличие между ними развитых путей сообщения. Об агломерации можно говорить тогда, когда между городами и посёлками есть тесные связи: жители ездят в соседний город на работу, за крупными покупками, на культурные или спортивные мероприятия, за высокотехнологичной медицинской помощью, дети с нескольких территорий обучаются в вузах крупного города и т. п.

Ключевая особенность агломерации – маятниковая миграция жителей, зачастую ежедневная. В этом смысле агломерацию нельзя создать или упразднить – люди всё равно будут или не будут ездить, независимо от того, какие решения примет власть. Естественной границей агломерации принято считать возможность добраться из каждого населённого пункта до центрального города не больше чем за час-полтора. Это время зависит не только от расстояния, но и от уровня развития дорог.

Кемеровская область – самая густонаселенная и высокоурбанизированная территория восточнее Урала, с большим количеством городов. Здесь уже сложились две агломерации, отвечающие вышеизложенным условиям, – кемеровская и южно-кузбасская (или новокузнецкая). В ареале Кемерова находятся Топки и Берёзовский, в ареале Новокузнецка – Прокопьевск, Киселёвск, Красный Брод, Осинники, Калтан, Мыски, Междуреченск и, с некоторым допущением (как общая рекреационная зона всего южного Кузбасса), Таштагол. Понятие «двухъядерная» агломерация я услышал впервые. Видимо, это кузбасское изобретение. Я пытался узнать у авторов идеи географические границы этого образования. Это вся область? Половина области? Какой кусок? Где предполагаются её границы? И что будет с территориями, которые не войдут в состав агломерации? Внятного ответа я не получил.

Сапсаны не поедут

– Комментируя проект единой кузбасской агломерации, замгубернатора Дмитрий Исламов обозначил границы следующим образом: почти непрерывная линия городов от столицы области до Междуреченска, где Кемерово и Новокузнецк – основные центры.

– Некоторая логика здесь есть. В частности, практически посередине между городами Кемерово и Новокузнецк есть блок близлежащих друг к другу городов: Ленинск-Кузнецкий, Полысаево, Белово, Гурьевск. Но на самостоятельную агломерацию этот блок не тянет. Причислить его к кемеровской или к южно-кузбасской агломерации тоже не получается – далеко не такие уж тесные связи. Назвать всё это единой кузбасской агломерацией, конечно, можно, но что дальше?

Фото: www.globallookpress.com

– Может, пустят сапсаны между городами, и будут новокузнечане долетать до Кемерова за 40 минут?

– О таких масштабных проектах пока речь не идёт. С областным центром у южного Кузбасса и без того есть хорошая транспортная связь.

– Если дороги есть, если люди и без того кочуют из города в город, значит, агломерация уже существует. Зачем создавать проект, созывать экспертов, тратить деньги на поездки в Москву?

– Люди, конечно, будут ездить независимо от решений власти, но есть много вещей, касающихся инфраструктуры и инвестиционных проектов, которые наиболее эффективно можно решать именно в рамках агломерации. Уже сегодня у Прокопьевска и Киселёвска есть единая система водоснабжения и водоотведения, у Осинников и Калтана – общее теплоснабжение. Т. е. создаётся не несколько мелких организаций, а одна более крупная, а потому более эффективная. Подобным образом на юге Кузбасса вместо множества разных свалок можно сделать одно-два крупных межмуниципальных предприятия по утилизации бытовых отходов.

Достаточно иметь один суперсовременный дорогущий томограф на несколько городов или построить крупный завод строительных материалов. Это экономия на масштабе. При этом затраты ложатся не на один муниципалитет, а на несколько заинтересованных в подобном вложении, вместе они могут купить дорогостоящее оборудование, пригласить высококвалифицированные кадры. Т. е. за счёт укрупнения жители получат более дешёвые и более качественные услуги – в этом смысл агломерирования. И здесь без участия государства, без создания необходимой правовой базы и системы финансирования не обойтись. Вот почему придётся ездить в Москву, и не один раз.

– Недавно мы писали о проблеме посёлка Новый Путь: он относится к Прокопьевскому району, а в школу и на работу люди ездят по дороге, проходящей по Новокузнецкому району. И там возникла дилемма: кому ремонтировать и чистить от снега эту дорогу? В условиях агломерации как можно решить проблему?

– Для этого не нужно объединять территории или менять границы муниципалитетов. Достаточно заключить соглашение между двумя районами на условиях долевого участия и партнёрства. Сейчас мешает участвовать в совместных проектах психология местных властей, боязнь брать на себя обязательства, в первую очередь финансовые, и не­умение договариваться. Также мешают амбиции некоторых руководителей, предпочитающих «хоть плохонькое, но своё». Наш менталитет ещё плохо приспособлен к ведению переговоров, достижению компромиссов и строгому соблюдению достигнутых договорённостей. Здесь нужна определенная культура, которая появляется не сразу.

Объединение останется на бумаге?

– От того, что кто-то сверху – из области или из министерства – отдаст распоряжение договориться, что изменится?

– Сейчас пытаются изменить менталитет административными мерами. Это тяжкий труд, потому что договорная дисциплина в стране ужасная. Нет гарантии, что будут соблюдаться условия соглашения. Соседи договорились что-то совместно построить, а завтра один из участников может отказаться давать деньги, сославшись на внезапно возникшие трудности. Гарантом подобных отношений может выступать региональная власть. Например, если область тоже вкладывается в проект, то у остальных участников вряд ли возникнет намерение увильнуть, не сдержать обещание. Положительные примеры договорных отношений у муниципалитетов есть, но они единичны. Так, Новокузнецкий район выделил деньги на ремонт планетария в Новокузнецке. Взамен этого жители района получили возможность посещать планетарий бесплатно.

– Почему не объединить несколько городов и районов в один? Тогда не надо договариваться и потом бояться, что сосед обманет…

– Неудачная попытка такого объединения была в Иркутской области. Несколько лет назад руководители области захотели присоединить к Иркутску Ангарск (50 км от Иркутска) и Шелехов (30 км), чтобы получился один город-миллионник. Но соседи восстали, отказались самоликвидироваться и высказались за равноправное сотрудничество, причём только в тех проектах, которые им необходимы. Идея объединить в один муниципалитет Новокузнецк и Новокузнецкий район, которую пропагандировали в прошлом году, – из того же разряда.

Чем больше размеры территории, тем больше местная власть отдаляется от рядового жителя, а людям сложнее контролировать её. Мне такой путь видится тупиковым. Равно как и попытка объединить юг и север области. Искусственно создать агломерацию невозможно! Даже если примут какой-то нормативный акт о кузбасской двухъядерной агломерации, всё равно юг и север будут решать свои проблемы отдельно. На бумаге будет одна, а по факту, как и прежде, две агломерации.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах