Более 100 миллионов голосов, 100 тысяч участников из 174 стран. И его работа вошла в топ лучших мирового конкурса.
Фотограф из Новокузнецка Сергей Шерстнёв мир не только видит, но и по-особенному чувствует. И старается передать такое понимание другим. Совсем не банально — погружая в ощущения. О резких поворотах судьбы, проблемах фотографа и правильной съёмке «АиФ в Кузбассе» поговорили с нашим героем.
Та же рыбалка и охота
Инна Сергеева, kuzbass.aif.ru: Сергей, фотографией занимаетесь давно? Вы с детства человек творческий?
Сергей Шерстнёв: Вы не поверите, но я по профессии банкир. О творчестве никогда не задумывался и не занимался им. С детства во мне была предпринимательская жилка. Помню, с пятого класса уже продавал выигранные вкладыши из жвачек. А потому после школы долго не думал и пошёл поступать в институт на экономический факультет. Не скажу, что горел этим: учился да учился, как все. В те годы мы сильно не задумывались, нравится или нет — время было другое. Да и родители не подсказали, что будущую профессию выбирать нужно по душе.
После окончания учебного заведения работал в торговле — в компьютерных салонах, на оптовых базах. В сложные времена таксовал, был торговым представителем. В 2008 году открыл свою компанию по написанию контрольных и дипломных работ для студентов. Два года назад держать её стало невыгодно, и я ушёл продавать запчасти к автомобилям.
К фотографии пришёл совершенно случайно. Можно сказать, к ней меня привела… рыбалка! В 2011 году мы с женой увлеклись ею и поехали на Байкал. Там было настолько красиво, что я решил фотографировать природу. Сначала просто — нажимал на затвор, не думая о качестве. А потом стал задумываться, почему у меня не получается так красиво, как это на самом деле. Начал читать, учиться. Так постепенно и втянулся.
Занятие фотографией — это та же рыбалка или охота. Ты точно так же ждёшь, готовишься, выбираешь места, устраиваешь засады. Только здесь больше зависит от тебя самого. И это мне нравится.
В 2020 году я организовал фотоклуб: фотография сейчас востребована, ею хотят заниматься всё больше и больше людей. Чтобы фотографам было проще осваивать эту науку, я и создал свой клуб.
Сейчас в нашей группе более 60 человек. Мы не только помогаем друг другу, но и выезжаем на разные мероприятия. Недавно были в приюте для собак и кошек. Сделали фотографии, а потом разместили их в интернете, чтобы найти новых хозяев. Нередко бываем на детских праздниках, конкурсах и потом дарим свои снимки.
Люблю пейзажи
— Что любите фотографировать? Много снимаете, чтобы получить заветный кадр?
— Я люблю пейзажную съёмку. Кстати, на конкурсе «Strange Sky. Необычные небесные явления» в топ лучших вошёл снимок, который я сделал в Зенковском парке. Обычно серьёзно готовлюсь к съёмкам. Заранее нахожу место, жду подходящей погоды. Приезжаю, располагаюсь и ищу несколько точек съёмки, протаптываю маршрут. И… сажусь пить чай, наблюдаю за природой. Как только наступает подходящее время, начинаю снимать. Делаю несколько десятков снимков с разных ракурсов.
Порой всё получается с первого раза, потому что подготовился и тонко чувствую, что снимаю. Считаю, это главное для профессионального фотографа — понимать, чувствовать и любить то, что фотографируешь. У меня, например, совсем не получается снимать хоккей. Я не болельщик и не понимаю, что происходит на льду. А мой коллега, наоборот, очень талантлив в этом, потому что болеет им 40 лет! Не получаются у меня и постановочные кадры, в то время как у кого-то они выходят великолепно.
— Вы ещё и фототуры проводите. Востребованы ли они? И чем интересны?
— В 2016 году я приехал на Горный Алтай и буквально заболел им. Да, я был в Горной Шории. Там тоже хорошо, но красоту нужно поискать. А на Алтае она на каждом шагу. Несколько лет ездил сюда — вдохновлялся, снимал, отдыхал. Потом захотел поделиться красотой с людьми — такими же творческими, как я. Но не просто показать, а чтобы люди прочувствовали и прошли всё, преодолели себя — несли тяжёлый рюкзак, ставили палатки, варили обед и… обязательно фотографировали всё вокруг. Только так можно почувствовать природу, понять её и красиво запечатлеть на снимке.
Параллельно обучаю фотографировать — все мы фотографы, потому что у нас есть смартфоны с камерами. Показываю простейшие правила. Хотите сделать снимок неба более живым? Добавьте на передний план цветок. Вспоминаю, на одном из туров был молодой человек лет 14-ти. Я дал ему одну из своих камер, чтобы ему не было скучно. Он начал снимать, и ему так это понравилось, что потом я даже продал ему этот фотоаппарат.
Что интересно, столкнулся с тем, что многие люди недооценивают себя и свои силы, боятся идти в поход, думают, что не справятся. В таких случаях я говорю: проверьте себя. Возьмите фотоаппарат или телефон и походите по городу несколько часов — поснимайте что-то интересное, например, голубей. Вы настолько увлечётесь, что вернётесь домой через 4-6 часов и пройдёте далеко не один километр!
Каждый день мы куда-то торопимся, дом — работа — дом, вздохнуть некогда. Я предлагаю хотя бы в отпуске остановиться и погрузиться в природу. Представьте: август, яркое поле цветущего иван-чая — и на него падает снег. А через несколько минут всё это сменяется ярким солнцем и жарой. Завораживающая картина. И в горах таких красот немало. Такие туры помогают переоценить жизнь, научиться созерцать, перезагружают.
Правило трёх планов
— Как думаете, нужно ли учиться профессионально фотографировать, ведь сейчас полно блогеров, на которых подписаны миллионы и которые просто фотографируют не задумываясь? Какие советы по фотосъёмке вы можете дать?
— Нужно иметь простейшие представления о композиции, цветосочетании, как правильно снять человека. Профессиональные фотографии сейчас очень востребованы. Особенно глянец. Гонорары могут исчисляться не одной сотней тысяч рублей. И здорово, что качество съёмки фотографов растёт, появляется новая аппаратура.
А советы могу дать такие. Во-первых, используйте классическое правило трёх планов при съёмке пейзажа: ближнего, среднего и дальнего. Например, на ближнем разместите цветок, на среднем камень, на дальнем — гору.
При фотографировании человека смотрите, что у него на заднем плане. Не торчат ли из-за головы ветки деревьев и прочие предметы. Не снимайте людей так, чтобы свет бил в камеру, не ставьте их близко к стене — хотя бы на метр-два поодаль. Не ставьте в кусты, под деревья — так на лице появляются некрасивые пятна-синяки. При съёмке размещайте камеру так, чтобы не «обрезать» человека по суставы. Поработайте с позами — чуть развернитесь, облокотитесь на что-то. Проявляйте фантазию и творчество.
— С какими проблемами сталкивается современный фотограф на съёмках?
— К сожалению, не всегда удаётся фотографировать то, что хочется. Есть у нас за городом красивое место с редкими деревьями. Там уникальная природа. Но теперь это частная территория, и, чтобы там снять что-то, нужно заплатить несколько тысяч рублей. Из-за этого мы не можем попасть и на карьеры, где гнездится много интересных и редких птиц. Есть у нас старое железнодорожное здание вокзала — его тоже нельзя фотографировать, хотя что плохого сделает снимок? Любой с телефоном идёт мимо и может точно так же его снять.
Есть недопонимание у людей, когда мы проводим съёмку на улицах города. Лучшие фото получаются, когда люди не позируют. Вот идёт пожилая женщина с малышом на руках. Возможно, это её первая прогулка с новорождённым. Сколько искренней радости в её глазах! Или молодые люди, уютно устроившиеся на скамейке, весело хохочут. Мне нравится ловить такие эмоции. Но порой к такой съёмке относятся агрессивно, даже ругаются. Хотя ведь мы давно окружены видеокамерами, у каждого есть мобильный телефон, которым он может что-то снять в любой момент.