Примерное время чтения: 9 минут
508

Сам себе экскурсовод. Зачем Кузбассу виртуальные музеи, если есть реальные?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 25. АиФ в Кузбассе № 25 22/06/2022
Музей-заповедник «Томская Писаница».
Музей-заповедник «Томская Писаница». / Олег Бабкин / личный архив

Первые виртуальные музеи появились в Кемеровской области. Один из основателей проекта «VRKuzbass» Олег Бабкин рассказал kuzbass.aif.ru, зачем музеям нужны «онлайн-копии» и что уже сейчас можно посмотреть не выходя из дома.

Новая фотография

Лера Гизбрехт, «АиФ в Кузбассе»: Олег, когда вы начали заниматься фотографией?

Олег Бабкин: Фотографией я занимаюсь ещё с начальных классов. Раньше снимал на камеру моего отца, тоже фотографа. Первые деньги заработал именно на этом. Потом пришла «цифра», она была интереснее. Больших успехов удалось добиться в репортажной съёмке, где требовалось много импровизации, а затем я узнал о панорамной фотографии (разновидность фото с большим углом обзора, превышающим 180 градусов. - Ред.). И окончательно освоился именно в этой технике, она для меня самая комфортная.

Помимо фотографии я занимаюсь нейросетями и работаю системным администратором в службе скорой медицинской помощи.

- Как родилась идея проекта «VRKuzbass»?

- В 2019 г. я создал сайт и группу в «ВКонтакте» по панорамной съёмке, через неё со мной связался новокузнецкий фотограф Дмитрий Нуриев. Он занимался автоматической съёмкой панорам и созданием виртуальных туров, предложил вместе поработать. В первую нашу с Дмитрием реальную встречу прозвучало предложение: «Давай сделаем социально значимый проект». С одной стороны, идея была в том, чтобы привлечь внимание людей к панорамной съёмке, а как следствие - заказчиков. С другой - сделать полезный проект и реализоваться через него. Идеи было две: снимать музеи или храмы. Выбрали именно музеи, потому что они рассчитаны на более широкую аудиторию.

- Зачем кузбассовцам нужны виртуальные аналоги музеев, если есть реальные?

- Ценность виртуальных туров - в доступности из любой точки Земли: для посещения музея тебе нужно устройство с выходом в интернет и желание. Мы старались охватить широкий спектр музеев: научные, культурные, частные, школьные (которых оказалось очень много), музеи при организациях.

Также ценностью является доступность закрытых для обычного посетителя объектов. Например, такой экспонат, как спускаемый космический аппарат в музее Прокопьевска, который действительно был в космосе. Доступ внутрь аппарата для посетителей закрыли. Нам удалось сделать съёмку, и теперь любой может увидеть его изнутри.

В Азасской пещере, где живёт Йети. Шорский нацпарк.
В Азасской пещере, где живёт Йети. Шорский нацпарк. Фото: личный архив/ Олег Бабкин

Благодаря проекту некоторые музеи области были модернизированы, в них провели ремонт. Такая история произошла с Железнодорожным музеем Кемерова: изначально он напоминал склад, а когда мы привлекли к нему внимание, музей не только отремонтировали, но и расширили.

Образование и регионоведение были также важны для нас. Мы узнали, что люди в деревнях собираются в клубах и вместе путешествуют по нашим турам, а учителя на уроках не только рассказывают о музеях, но и показывают их. Этот проект открыл двери труднодоступных музеев области.

- Много ли таких труднодоступных музеев в Кузбассе?

- Труднодоступность была только в нескольких местах: в Шорском национальном парке, экомузее в пос. Усть-Анзас и в Тюльберском городке под Кемерово. Нам пришлось потрудиться, чтобы туда добраться: в эти музеи невозможно доехать на машине, например, в Шорский национальный парк нужно сплавляться по реке. А в остальном большинство музеев всё-таки доступны для автомобилей. Впрочем, общественный транспорт и другая инфраструктура, к сожалению, развиты далеко не везде.

На старте проекта (со списком проектом).
На старте проекта (со списком проектом). Фото: личный архив/ Олег Бабкин

- В виртуальных музеях есть ещё «пасхалки» - секретные послания. Расскажите о них.

- Иногда это наше отражение в зеркале, иногда - спрятанные послания среди экспозиций. Это стало особенностью нашего проекта. Например, в международном музее джаза при джаз-клубе «Геликон» в Новокузнецке я создал загадку с подсказками - по ним можно попасть на сцену клуба, которая не является частью музея. Чтобы снять Азасскую пещеру изнутри, пришлось её подсвечивать, и получилось, что на одной панораме видны наши тени. Дмитрия можно также увидеть в окне дома шамана в Томской писанице: он находился снаружи, когда я снимал объект изнутри, попал в кадр, и нам показалось интересным это оставить.

Минуя трудности

- Сколько музеев удалось отснять?

- Сейчас на нашем сайте доступны 146 музеев. Их количество превысило изначальную цифру, которую мы получили от министерства культуры Кузбасса, практически в четыре раза. Сначала нам сообщили о 43-х музеях, но в процессе с нами стали связываться небольшие школьные музеи, а также частные, которые тоже захотели поучаствовать.

- Создание проекта совпало по времени с пандемией, когда музеи были закрыты для доступа. Всё-таки что было первым: пандемия или ваша идея? А сейчас ограничения сняты - снизилась ли посещаемость сайта?

- Идея появилась раньше коронавируса, весной 2019 г., и изначально состояла в популяризации самой технологии виртуальных туров и посещения удалённого музея. Реализация заняла у нас два года. Что касается посещаемости - в последнее время наблюдается стабильный рост.

- Ваш проект вышел затратным не только по времени, но и по деньгам. Кто его финансировал?

- Финансирования, можно сказать, не было никакого, только несколько раз нам помогали друзья-предприниматели, но это были разовые акции. Всех, кто помогал реализовывать проект, мы перечислили на сайте «VRKuzbass». Основная часть работы была сделана за свой счёт. Для наших провинциальных бюджетов это, конечно, большие деньги, подсчётов я конкретно не проводил, но, думаю, около четверти миллиона было потрачено.

КСТАТИ
Топ-5 самых посещаемых музеев (по статистике «VRKuzbass»): 1. Музей-заповедник «Кузнецкая крепость» (Новокузнецк). 2. Музей этнографии и природы Горной Шории (Таштагол). 3. Литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского (Новокузнецк). 4. Новокузнецкий художественный музей (Новокузнецк). 5. Музей «Пожарная часть» (Ленинск-Кузнецкий).

Неожиданный результат

- В каком состоянии находится проект сейчас?

- Проект находится в открытом доступе, и он, можно сказать, завершён. Мы его поддерживаем, исправляем неполадки на сайте, а также дополняем уже имеющиеся туры, если в музеях произошли значительные изменения.

- Как вы сами объясняете для себя такую востребованность вашей идеи?

- Для нас в первую очередь это классный проект, который начался как самовыражение. А уже тот факт, что о нас заговорили, показывает, что мы сделали что-то культурно значимое. Положительно этот проект сказался на самих музеях, многие шли нам навстречу, какие-то были отреставрированы. Наш проект также повлиял и на образовательный процесс: музеи посещают прямо на школьных уроках регионоведения.

Работа над проектом началась ещё в 2019 году.
Работа над проектом началась ещё в 2019 году. Фото: личный архив/ Олег Бабкин

- Чем занимаетесь в данный момент?

- Нашей задачей сейчас является съёмка отдельных экспонатов. Такое уже удалось сделать в Прокопьевском городском краеведческом музее. Теперь в нём виртуально доступен сувенир, подаренный музею на День космонавтики, для детального рассмотрения.

- Будут ли подобные проекты в будущем?

- Наш проект вышел за рамки области и стал федеральным, потому что уже удалось отснять Новосибирский музей железной дороги. Договоренности есть и с другими музеями России в Екатеринбурге, Барнауле, Томске. Мы не собираемся останавливаться на Кузбассе.

- В Кузбассе есть уникальные музеи. Дом Достоевского и Кузнецкая крепость в Новокузнецке, например. Но очереди из посетителей, как в Эрмитаж или Петергоф, туда не стоят. Понятно, что мы не туристический регион. Но и местные жители не особо тянутся в музеи. Как считаете, почему?

- Если говорить о том, чего не хватает, то у нас, скорее, непроходное место. В Кузбассе всё же меньше бывает людей, и музеи наши провинциальные. Но, несмотря на это, в них ходят люди, всё зависит от раскрученности самого музея. Тут всё предельно просто: чем больше город, тем больше посетителей у музея. Ну и, конечно, интересные выставки и экспонаты привлекают к себе зрителя, потому что, как правило, музеи ориентированы именно на групповые посещения тех же школьников, например. Люди, которые стремятся посещать музеи, выбирают более популярные заведения Петербурга или Москвы, потому что они у всех на слуху.

ДОСЬЕ
Олег БАБКИН. Фотограф, сооснователь проекта «VRKuzbass». Родился в Киселёвске в 1976 г. В данный момент получает две специальности: в Киселёвском политехническом техникуме (направление коммерция) и в московской CityBusinessSchooll (мастер делового администрирования). Работает заместителем руководителя в мастерской шоколада.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах