Юные нарушители. Кузбасские подростки на мопедах всё чаще попадают в аварии

Если скутериста поймают до ДТП, пусть считает, что ему повезло. © / Павел Казаков / АиФ

Последний день июля закончился для трехлётнего мальчика из деревни Береговой больницей. Малыш вместе с мамой гулял возле дома на улице Полевой, когда по дороге пронёсся подросток на скутере и наехал на ребёнка. Увидев, что натворил, водитель даже не сбросил скорость, оставив ребёнка лежать возле дороги. Врачи у пострадавшего мальчика диагностировали сотрясение мозга и черепно-мозговую травму.    
   

Сотрудники ГИБДД стали опрашивать всех жителей деревни, у кого мог быть мопед. И таких нашлось немало. Проверив около 20 скутеров, полицейские нашли, наконец, виновника аварии. Оказалось, что водитель сам ещё был ребёнком 13 лет, учеником местной школы. По его словам, он испугался того, что натворил, и потому уехал. У инспекции по делам несовершеннолетних ещё много вопросов к родителям школьника: зачем они купили ему дорогую игрушку, почему недосмотрели? А между тем, случай этот в Кемеровской области не первый и даже, можно сказать, типичный.

Аварии с юными водителями - не редкость. Фото: АиФ / Павел Казаков

Сезон самоубийц

По словам Маргариты Рахваловой, инспектора по пропаганде безопасности дорожного движения УГИБДД по Кемеровской области, малолетние водители мопедов каждый сезон становятся проблемой Госавтоинспекции. В среднем, раз в неделю каждое подразделение области проводит профилактические рейды, чтобы обезопасить детей на дороге. В том числе, инспекторы проверяют документы водителей мопедов и скутеров — исполнилось ли лихому байкеру 16 лет.

Регулярно пропагандисты встречаются с ребятами в оздоровительных и пришкольных лагерях, где объясняют им дорожные правила, зачем их соблюдать, и что бывает с теми, кто их нарушает.

Большинство детей удаётся убедить в целесообразности соблюдения правил. Но не всех. С начала этого года произошло 228 ДТП с участием несовершеннолетних. В этих авариях погибли 14 детей, 221 ребёнок получил ранения. Из этих 228 аварий в 34 случаях ребёнок был за рулём мопеда или велосипеда и всегда получал травмы. К счастью, никто из детей водителей в аварии не погиб.

Для несовершеннолетних мопед - опасная игрушка. Фото: пресс-служба ГИБДД

Не дошло бы до самосуда

Пока инспекторы пытаются решить проблему цивилизованными методами — беседами, уговорами, рейдами и штрафами, терпение некоторых горожан начинает иссякать. Водители скутеров не только нарушают правила на автомобильной дороге, но и частенько предпочитают кататься по тротуарам и пешеходным дорожкам, рискуя наехать на прохожих. Надежда Матвеева, жительница Кемерова, рассказала: «Мы с мужем сидели на лавочке в парке Веры Волошиной. Выходной день: кругом детишки бегают, мамочки с колясками гуляют.

Вдруг по центральной пешеходной дорожке, которая проходит от центрального входа до памятника «Комсомольская песня», едет мопед. Водитель и пассажир — два подростка без касок. Они чуть было не задели девочку лет семи! Я сделала им замечание, а они послали меня на три буквы! На обратной дороге мой муж их остановил и объяснил, мол, тут вообще-то парк, место, чтобы люди здесь отдыхали и гуляли, а не для того, чтоб вы тут катались. Больше всего меня возмутило, что охранники, дежурившие в парке, сказали, что их это не касается, звоните в ГИБДД. Когда пацаны услышали про то, что мы сейчас будем вызывать полицию, испугались и уехали из парка». А если бы дело дошло до самосуда? Ясно, что проблему нужно решать срочно.

   
   
Инспекторам остаётся внимательно следить за нарушителями. Фото: АиФ / Павел Казаков

Закон не работает

Понятно, что дети за рулём авто попадаются редко, потому что машины дорогие, родители за ними следят. А за скутеристами, похоже, должны следить прохожие, те, кому скутеристы мешают, в кого врезаются. Хоть с 1 апреля на управление мопедом на государственном уровне ввели права, закон так и не работает — на бумаге права ввели, а разработать учебные программы для автошкол забыли.

По словам Андрея Степанова, инспектора по пропаганде безопасности дорожного движения УГИБДД по Кемеровской области, сейчас методички по обучению вождению мопеда утверждены, приказ об этом вступил в силу с 11 августа. Соответственно, только после этой даты автошколы смогут учить граждан старше 16 водить мопед.

Однако сказать, когда именно инспекторы начнут требовать права с водителей мопеда, пока нельзя. Инспекторы ГИБДД только надеются, что введение прав на мопед в разы снизит количество мопедистов, имеющих о правилах дорожного движения лишь смутные представления.