Как победить чиновников
Наталья Исаева, «АиФ-Кузбасс»: – Ольга Алексеевна, в Гурьевск вы переехали из большого города – из Кемерова. Как, по вашим наблюдениям, отличается культура маленького города от столицы Кузбасса?
Ольга Васильева: – Думаю, дело не в том, большой город или маленький, потому что возможности для творчества и само творчество есть везде. И культура, соответственно, есть везде. Например, у нас в Гурьевске замечательная библиотека, которая находится в самом центре культурной жизни, особенно детский отдел. Понятно, что половина всех мероприятий проводится по планам, спущенным сверху, но вторую-то часть сотрудники придумывают сами.
В каждом городе, даже самом маленьком, есть Дворцы культуры, кинотеатры, клубы. И то, сколько все эти учреждения дают культуры, зависит от людей, которые ими руководят. В начале 2000-х гг. я работала в гурьевском Дворце культуры. Тогда там директором была Дарья Петровна Малахова. Она всегда поощряла инициативу. Когда в 2001 г. я пришла к ней и сказала, что мы с детьми хотим кинофестиваль, она спросила: «А получится?» – «Конечно получится. За мной ведь стоят больше сотни подростков, которым это интересно и с кем мы это и задумали!» И Дарья Петровна дала добро.
Придумывают мероприятия не сами исполнители, а методисты. От их внутренней пустоты выходит, что все праздники – «датские». Т. е. приурочены они к конкретной дате: юбилей Победы, юбилей школы, столетие поэта, календарные праздники и т. д. А всё остальное время –застой. А ведь любое высокое искусство зарождалось из самодеятельности. Возьмите любого художника, любого поэта. Каждый предлагал что-то новое, своё. У нас же получается, что вся культура – по календарю. Люди вынуждены делать не то, что им хочется и нравится, а то, что им предлагают сверху. Особенно жалко подростков. Из них любыми способами «выбивают» и любопытство, и инициативу.
– Что, на ваш взгляд, стало причиной культурных проблем маленьких городов?
– Беда в чиновниках. Им настолько лень куда-то двинуться, встать с кресла. Это и в больших городах есть, но локально. Потому что в большом городе начальников больше, и, как это ни странно, от этого и свободы больше. В маленьких городах повсеместное кумовство. Если княгиня Мария Алексеевна сказала, что не нужны нам фестивали, фестивалей не будет. Такая система давит на всё живое и резвое. Если сейчас готовится программа Нового года, значит, это будут традиционные песни и конкурсы. А если человек с улицы придёт и предложит что-то новое, своё, ему откажут. А вдруг это начальству не понравится?В культуре так работать нельзя.
Раньше было по-другому. Мы предлагали много своего. Пять лет я проработала в ДК, не было и недели, чтобы мы не провели какой-нибудь концерт! Даже рок играли. Тогда я тоже пришла к Дарье Петровне и сказала, что местные рокеры хотят сцену. Она испугалась, конечно, – дело-то хлопотное! Но попробовать разрешила. Пришли на концерт человек 30, но это было настолько живое мероприятие! Пусть ребята слабо играли, пусть они не стали великими рокерами, но они нашли себе сцену, высказались! И гурьяне видели их искусство несколько раз в году. Разве это плохо?
Сама я не люблю и не понимаю рок, но разве надо его любить, чтобы устроить концерт? Сегодня такого в городе нет. Всё потому, что сменилось по нескольку раз начальство ДК. Сейчас, видимо, никому нет дела до чаяний и потребностей молодёжи, никто просто не хочет заморачиваться, воевать с чиновниками, которые всегда препятствуют специально.
И всё оттого, что это лишние хлопоты, которые не принесут дохода, только расходы. За это же по голове-то не погладят. Вот для маленьких детей делается достаточно много: и спектакли ставят, и кружки всякие работают, и концерты проводятся, и родители-бабушки-дедушки на них исправно приходят.
Что владеет умами?
– В Гурьевске, как и в любом другом небольшом городе, число культурных мест можно по пальцам сосчитать: Дворец культуры, клуб горняков, кинотеатр «Юность», музей и библиотека. По вашим наблюдениям, насколько они востребованы?
– Культурные места востребованы всегда! И врут те, кто говорит, что детям и молодёжи ничего не интересно. Когда мы с мамой и сестрой переехали в Кемерово, мне было 15 лет. Я сразу начала ходить во все музеи, на концерты в филармонию! Помню, когда в десятом классе училась, приезжали в Кемерово «Песняры». Тогда они были страшно популярны.
Но, чтобы попасть на концерт, нужно было купить ещё в нагрузку билет на неизвестный квартет «4Ю». Оказалось, что среди солистов квартета известный певец Владимир Макаров! Это была такая музыка, такие песни со смыслом! Сейчас такая система не практикуется и зря. Раньше было заведено, что мы постоянно ходили в кинотеатры. Выходит новый фильм, и весь класс идёт его смотреть.
Это было важной частью жизни поколения конца 60-х – начала 70-х годов. И сейчас это тоже было бы популярно! И стар, и млад ходили бы. Молодёжь нужно только заинтересовать и рассказать, куда можно сходить и чем заняться, причём обязательно в вечернее время! Мы в ДК никогда не расходились раньше десяти часов, а сейчас в семь-восемь часов вечера закрыто абсолютно всё.
Однажды к нам в ДК во время репетиции пришли трое мальчишек. Они сидели на последнем ряду, смотрели, что-то обсуждали. Вели себя прилично, но немного шумно. Я подошла к ним. Они вроде запереживали, засобирались уходить, а я им предложила участвовать в спектакле. Сыграть тени. Так вот из этих троих двое пришли на следующий день и привели ещё пятерых друзей. И это, разумеется, не единственный случай.
– Несмотря на то, что культура так зависит от чиновников, фестиваль «Молибденовый лопух» живёт уже 15 лет. Какие темы поднимают режиссёры короткометражек?
– Когда в 2001 г. мы начали заниматься фестивалем, нас чуть сразу же не закрыли. Прежде чем представить короткометражки зрителям, мы сделали показ для начальства, пришли люди из управления культуры. «Фильмом преткновения» стала драма 15-летней девочки «Вторая жизнь». Отмечу, что фильм полностью придумала школьница! Он начинается с того, что идёт по улице девочка в белой рубашке, её голос за кадром рассказывает, как она умерла и не попала ни в ад, ни в рай. История была в том, что мальчишки-хулиганы избивают её друга, а затем уходят и даже не оглядываются.
Девочка бежит за ними, и один из них разворачивается и бьёт её ножом по горлу. Это было снято в стиле символизма, и никакой крови, разумеется, в кадре не было! Управление культуры высказалось резко против. Мол, такое детям показывать нельзя, это неправда. Но ведь фильм снял 15-летний ребёнок! Дети сами чувствовали и видели проблему, тогда как взрослые не хотели её замечать. Нам удалось тогда отстоять фильм, а вместе с ним и весь фестиваль.
Сегодня всегда интересны и нужны фильмы, которые показывают отношения между людьми, когда герои входят прямо в душу зрителя, когда к ним возникают сочувствие, отвращение, гордость или другие чувства. К сожалению, таких фильмов присылают немного.Молодые режиссёры чаще обращаются к детективам. Стало популярным описание разборок между людьми. Думаю, это навеяно современным телевидением.
Также режиссёры обращаются и к темам осмысления жизни, философствуют. Недавно была на фестивале ВГИК (фильмы студентов показывали в Кемерове). Заметила, что молодые режиссёры стали обращаться к современности. Был представлен фильм о событиях в Украине. Но главное, у молодёжи есть площадка, на которой авторы могут показать своё творчество, а зрители – обсудить каждую работу. Я благодарна управлению молодёжной политики, которое нам всегда помогает.
Смотрите также:
- Сибиряки – самородки. Кто и зачем развивает в детях таланты? →
- Фестивали в Кемерове. Людям нужен не только День города →
- Кино для всех. Как создать кинофестиваль «на коленке»? →