Жители Новокузнецка обеспокоены возможностью возвращения в город семьи людоеда, убившего 19 человек

Новокузнецк, 4 июля – АиФ-Кузбасс. По Новокузнецку снова ходят слухи об освобождении маньяка-людоеда Спесивцева из «психушки». Подняли волну негодования соседи по дому на пр. Пионерском, 53, в одной из квартир которого Спесивцев в 1996 году насиловал, убивал и расчленял подростков и девушек.

   
   

Могут поселиться где угодно

В июне жители дома стали свидетелями того, как поздно вечером мать и сестра маньяка (это с их молчаливого согласия он превратил свой дом в бойню) привезли вещи в квартиру, но оставаться в ней не стали. Людская молва «переселила» их в посёлок Абагур-Лесной. Через пару дней жители посёлка вышли на стихийный митинг, выступая против такого соседства, и расклеили на подъез­дах листовки с фотографией Людмилы Спесивцевой, матери людоеда, которая отбыла 15-летний срок. Сейчас горожане собирают подписи под обращением к губернатору, в котором выражают негодование и несогласие с тем, чтобы потенциально опасный человек бесконтрольно проживал с ними.

Официальные органы парируют. Первый зам. начальника управления МВД России по Новокузнецку Александр КОЛОМИЕЦ заверил горожан: «Алек­сандр Спе­сив­цев находится на принудительном лечении. Если он сможет когда-либо выздороветь, то речи о его возвращении в Новокузнецк не идёт, т. к. на него заведено два уголовных дела. Маловероятно, что при нашей с вами жизни он будет освобождён». Его мать свой срок уже отсидела и с 2008 года проживала в пос. Высокий (в окрестностях Осинников). Коломиец выразил надежду, что «у этих созданий хватит ума и чувства самосохранения не жить в Новокузнецке, а найти место жительства на территории нашей страны».

 

Трупы Спесивцевы выбрасывали в эту саму реку - в Абу. Фото: Анна Иванова

Будьте бдительны!

Тревож­ность людей вполне объяснима. Каждый хочет жить в безопасном и предсказуемом мире. По словам Ольги ДОБРЫ­НИ­НОЙ, кандидата психологических наук, общество не способно принять как своих членов и полноценных личностей тех, кто убивал других людей. И как только возникает опасность, как только появляется вероятность, что рядом поселится маньяк, страх и отвращение сразу становятся причинами слухов и панических настроений. «Во избежание этого горожанам рекомендуется оперировать только проверенными фактами из достоверных источников. Нельзя переводить тему из разряда актуальных в разряд досужих и модных. Это может спровоцировать демонстративных и психически неустойчивых личностей к провокационному и агрессивному поведению», – уверена Ольга Добрынина. Но в ситуации с семьёй Спесивцева, по её мнению, есть и положительный момент: появление родственников серийного маньяка актуализировало охранное поведение людей и сплотило горожан, они стали демонстрировать активную гражданскую позицию. «Не следует забывать, что основную опасность представляют не разоблачённые преступники, а скрытые, потенциально опасные субъекты. Поэтому в первую очередь мы должны проявлять общую бдительность, не должны оставаться равнодушными к чужой беде, должны сообщать о подозрительных ситуациях, откликаться на призывы о помощи хотя бы звонком в полицию», – советует психолог.

Иногда они возвращаются

Спесивцев – далеко не единственный преступник в Кузбассе, губивший детские жизни. Его уже 17 лет нет в городе, а дети продолжают умирать от рук насильников и убийц. По данным уполномоченного по правам ребёнка Дмитрия Кислицына, в Кузбассе в 2012 году совершено 13 умышленных убийств несовершеннолетних, в 2011 году – 23. При этом за год на 70% выросло количество преступлений на сексуальной почве.

Тревога по поводу того, что отсидевшие преступники вновь вернутся к прежним злодействам, небеспочвенна. Тот же Спесивцев первый срок получил в начале 90-х за истязания своей подруги, которая не вынесла побоев и умерла. Тогда он попал на три года в спецпсихлечебницу, а после возвращения домой убил ещё 19 человек. На памяти новокузнечан другой рецидивист – Степан Шеломанов, который в октябре 2011 года заманил в подвал 12-летнюю школьницу, после чего изнасиловал и убил её. На тот момент он уже дважды отсидел за изнасилования и освободился за пять месяцев до совершения нового, более жестокого преступления. В третий раз суд приговорил рецидивиста к пожизненному заключению.

   
   

А сколько ещё таких потенциальных преступников, имеющих судимости, гуляет по улицам области? По данным информационно-аналитического портала правовой статистики Генпрокуратуры, начиная с 2010 года Кузбасс ежегодно занимает первое место в России по количеству рецидивистов (людей, ранее совершавших преступления и совершивших новое преступление). При этом 60% особо тяжких преступлений (убийство, изнасилование несовершеннолетних и др.), за которые предусмотрен тюремный срок от десяти лет, совершают уголовники, ранее имевшие судимости.

И как жить с такими соседями? «Если отбывший наказание человек купил квартиру и является законным собственником жилья, он имеет право жить там. Он такой же гражданин, как и все остальные, хоть и ранее судимый, – поясняет Владимир СЕРГЕЕВ, инспектор по особым поручениям отдела информации и общественных связей ГУ МВД России по Кемеровской области. – Другое дело, если этот человек знает, что его появление вызовет гнев соседей, он не вернётся на прежнее место жительства».

Получается, что у нас есть законы защиты детей от чего угодно – от матов, опекунов-иностранцев, эротики, экстремистских сайтов. А от реальных преступников, пусть и отсидевших в тюрьме, увы, спасёт только бдительность всего общества. Законы тут бесполезны.

МНЕНИЯ

Есть ли им место на свете?

 

Жители Кузбасса, не желающие жить рядом с преступниками, не в первый раз выходят на митинги. Так, в марте 2011 года в Калтане школьники выразили протест против того, что подростки-насильники продолжают сидеть с ними за партами и спокойно разгуливать по улицам в ожидании суда. Евгений САФОНОВ, организатор того митинга, на вопрос «АиФ в Кузбассе», как вести себя, если отсидевший в тюрьме маньяк или педофил поселился рядом, отвечает: «Я бы следил за ним, присматривался, всегда прислушивался, когда проходил рядом с его квартирой. Огородил бы от него своих близких и ему бы сказал, чтобы не приближался. Продавать квартиру – не вариант, не для того я её покупал. Считаю, что люди, отсидевшие в тюрьме, могут жить рядом с нами, ведь каждый имеет право на ошибку. Но к педофилам и другим преступникам, совершившим тяжкие преступления, другое мнение: наказание им – смертная казнь».

 

История повторяется

 

Историю убийцы-кан­ни­бала Александра Спе­сив­цева знает, пожалуй, каждый житель Кузбасса. Но, читая или смотря телесюжеты о зверствах этого убийцы, мало кто обращает внимание на ту эпоху, в которую всё это происходило.

А ведь это очень важно. В истории Кузбасса зверства и даже такая дикость, как людоедство, повторяются с пугающей регулярностью. В своё время я собирал материалы для публикации очередной книги о застройке Новокузнецка и наткнулся на любопытные рассказы: в начале 30-х годов в городе ходили слухи о людоедах-переселенцах из азиатских республик. Правда это или нет – до сих пор неизвестно. В то время народу приходилось туго, люди умирали от голода, замерзали, гибли на стройке, терялись так часто, что даже дикое зверство оставило в памяти лишь лёгкий след. Дикое время порождает дикие преступления.

 

Точно такое же ощущение дикости у меня складывается, когда я держу в руках документы 1996 года (именно в этот период в Новокузнецке орудовал Спесивцев). Например, в бумагах за январь 1996 года значится, что работники такого-то завода имеют задолженность по зарплате 1 год и 2 месяца, а в других документах упоминается о том, что в некоторых сёлах люди разрывали скотомогильники в надежде найти пропитание. Господи, да народ голодный был! Сколько тогда было спившихся, потерявшихся, убитых, пропавших без вести?! Естественная убыль населения в тот год – 25 тыс. человек. Феноменальная цифра! Тот факт, что город превратился в охотничьи угодья для садиста, сразу и не заметили, потому что всем друг на друга было наплевать. Главное – выжить.

 

В этом, кстати, и секрет процветания современных преступников – они незаметны. Не настолько мы цивилизованны и внимательны, чтобы обратить внимание на то, как взрослый мужчина уводит куда-то девочку-школьницу. Кто стал нашим соседом, тоже в большинстве случаев рассматривать некогда, а если и заметили что-то странное, тут же об этом забыли.

 

Вячеслав ТОГУЛЕВ, председатель Кемеровского регионального отделения Союза российских писателей

 

Смотрите также: